В Новосибирске объем выдач займов новым клиентам сократился в 1,5 раза
За первые восемь месяцев 2024 года на долю новых клиентов микрофинансовых организаций приходилось 17,7%. Таким образом, за два года доля новых клиентов в структуре выдачи сократилась в 1,6 раза. Такие данные приводит сервис Moneyman (входит в финтех-группу IDF Eurasia).
По данным аналитиков, перераспределение портфеля в пользу повторных заемщиков в 2023 году происходило благодаря нескольким факторам: введение регулятором макропруденциальных лимитов для снижения закредитованности. Кредиторы стали фокусироваться на повторной клиентской базе, будучи заинтересованными в длительном удержании новых клиентов в связи с продолжающимся ростом стоимости их привлечения.
«Также сказалась трансформация рынка МФО в связи с регуляторикой, речь идет о его переориентации на сегмент среднесрочных IL-займов. Такие займы в основном доступны только проверенным клиентам, уже наработавшим репутацию в глазах кредиторов. Наряду сохраняющейся жесткой скоринговой политикой в отношении новых клиентов данный фактор тоже сказался на снижении доли выдач им», рассказал генеральный директор Moneyman Александр Пустовит.
В исследовании онлайн-платформы Webbankir также подтверждается данный тренд. В Новосибирской области, по их данным, доля новых клиентов упала до 18,9%. Ниже текущих значений показатель был только в 2020 году в период пандемии COVID-19.
Среди российских городов-миллионников за восемь месяцев 2024 года наименьшая доля новых клиентов была отмечена в Москве (16,1%), Санкт-Петербурге (17,1%), Воронеже (17,2%). Максимальная доля наблюдается
в Волгограде (19,8%), Омске (19,7%), Челябинске (19,4%).
Исходя из этого аналитики делают вывод, что готовность МФО расширять
свою клиентскую базу в регионе зависит не столько от уровня доходов местного
населения, сколько от насыщенности рынка. В столицах конкуренция особенно
высока и рынок достиг «стеклянного потолка».