В МУП САХ объяснили невывоз «раздельных» отходов в Новосибирске
Вывоз пластика, жести, макулатуры и стекла требует ручного труда и спецтехники, которой нет в автопарке регионального оператора, констатирует пресс-служба регоператора МУП «Спецавтохозяйство» (МУП САХ). Договор с частной компанией ГК «Тайгер Сибирь» (ООО «ТБО» и ООО «СКС»), которая вывозила сотни тысяч кубометров вторсырья в течение десяти лет, не подписан. Представители перевозчиков говорят о резком снижении доступности инфраструктуры для обработки раздельно собранных отходов (РСО) в Новосибирске для горожан. РБК Новосибирск изучил мнение сторон.
Жалобы на забитые мусором контейнеры, в основном это пакеты с отсортированным горожанами вторсырьем — пластиком, алюминием и стеклом — поступают регоператору и на горячие линии для обращений больше недели. В основном это касается внушительных сеток желтого цвета и зеленых металлических «кубов». Они не принадлежат регоператору, пояснял МУП САХ на жалобы, их устанавливала ГК «Тайгер-Сибирь», а обслуживало в 2024 г. — ООО «СКС» (Служба Коммунального Сервиса), в рамках договора, срок действия которого закончился. Сейчас договор не продлен. По вопросу демонтажа данных емкостей регоператор рекомендовал обратиться к их владельцу.
Как устроен вывоз РСО в Новосибирске
Таких «спорных» контейнеров вместимостью в 2,6 м3 (сетки) и 1,9 м3 (баки) в Новосибирске установлено около 1500 штук, сообщил РБК Новосибирск Владимир Кузнецов, представитель ГК «Тайгер-Сибирь». По объему компания вывозила больше половины суммарного объема РСО. Компании предлагают демонтировать сетки и баки, но возможности сделать это одномоментно у перевозчика нет. К тому же остается нерешенным ряд вопросов по расчетам и дальнейшей работе.
К началу 2022 года рынок вывоза РСО делили три структуры. У ГК «Арктика Сити» было 1,3 тыс. контейнеров для РСО суммарным объемом в 996,2 кубометров, у «Тайгера» — около 1,2 тыс. контейнеров объемом в 2,6 тыс. кубометров. Все эти контейнеры были приобретены и установлены за счет самих компаний, без бюджетных вливаний. В конце 2021 года мэрия Новосибирска по федеральной программе при помощи МинЖКХиЭ закупила более 2,2 тыс. контейнеров для сбора РСО и передала их в МУП «САХ».
Структура доходов бизнеса по вывозу и сортировке РСО состоит из нескольких частей. «Только на сдаче вторсырья в переработку много не заработаешь, скажем, одна стеклобутылка стоит не более 2 руб., а ее надо извлечь из общего объема и несколько раз перевезти, — поясняет Владимир Кузнецов. — Важный источник дохода — плата от регоператора за транспортировку и обработку. При этом для самого МУП САХ себестоимость полученного сырья не важна, это добавленная стоимость, свои затраты регоператор «отбивает» на тарифе на вывоз ТКО. Поэтому МУП САХ имеет возможность вообще не озадачиваться вопросом повышения эффективности отбора полезных фракций. Это неправильно — зачем тогда вообще приучать людей сортировать мусор?».
Регоператор полагает, что перевозчик выдвигает нерыночные требования по тарифу на вывоз. «Действующие в регионе тарифы не устраивают частную компанию. ГК «Тайгер-Сибирь» оценивает свои услуги в разы выше, чем в среднем по рынку» — указывает свою позицию директор МУП САХ Александр Южаков.
По словам перевозчиков, затраты на транспортировку РСО выше, чем обычного мусора. «Тариф, которым регоператор готов делиться с перевозчикам, в два с лишним раза ниже установленного, — говорит Кузнецов из «Тайгера». — Споры с регоператором по методам расчета объемов вывезенного мусора возникают не первый раз, но сейчас при применении систем учета РСО, предлагаемых МУП «САХ», экономика уходит в минус. Мы подтвердили свои объемы, предоставили все подтверждающие документы, в итоге нам срезали объем, который оплачивали ранее, практически вдвое».
Сейчас МУП «САХ», говорит перевозчик, планирует перейти на оплату по весу, но для вывоза РСО этот вариант расчета не подходит: емкость, заполненная пластиком, может быть до 10 раз легче емкости, заполненной обычным бытовым мусором. «Если идти путем уменьшения доли ручного труда и высокого коэффициента сжатия, процент выемки полезных фракций из вторсырья снизится в разы», — констатирует Кузнецов. Традиционно «Тайгер» вывозил РСО автомобилями с кранами — манипуляторами: это дороже мусоровозов, но бережнее: стекло не превращается в осколки, как бывает при уплотнении в мусоровозе.
Еще одна проблема, по словам Владимира Кузнецова, — с платежами регоператора за оказанные услуги. Задолженность МУП «САХ» по обработке ТКО — порядка 1,9 млн руб. К тому же в июле-октябре текущего года ГК «Тайгер Сибирь» (ООО «СКС») вывозил РСО, не имея договора на транспортирование, и, соответственно, не получив за свои услуги никакой компенсации.
«Чтобы этот бизнес был хоть немного рентабельным, нужны длинные договоры на несколько лет, чтобы можно было планировать обновление парка и инфраструктуры, — добавляет Владимир Кузнецов. — По факту, договоры МУП «САХ» заключает на несколько месяцев, или не заключает вовсе, но мощностей, чтобы вывозить тот же самый объем РСО самостоятельно, у регоператора нет».
Вместо 1800 контейнеров общим объемом 3960 куб. м, которые регоператор предлагает одномоментно убрать из города, МУП «САХ» сообщил о размещении в октябре в Новосибирске 95 баков для РСО объемом 1,1 куб. м и общим объемом 104,5 куб. м.
Это не бизнес
«Деятельность по сбору РСО в настоящий момент не является рентабельной, цель внедрения сортировки отходов — не заработать, а снизить количество отходов, которые накапливают полигоны, и вред окружающей среде», — указывает Южаков.
«Раньше Новосибирск был на одной из первых позиций в России по системе и объему инфраструктуры для вывоза РСО, — говорит Владимир Кузнецов. — Само по себе направление, как правильно отмечает МУП «САХ», не обещает предпринимателю золотых гор и причины такого стремления «выдавить» с рынка частные компании нам непонятны. Основная задача регоператора — вывозить вовремя ТКО и крупногабаритный мусор, а судя по данным прокурорских проверок, с этим есть пробуксовки».
За последние три года, по данным перевозчиков, прекратили работу не только несколько тысяч точек по сбору раздельных отходов. Остановлены мусоросортировочные заводы — это и Новосибирский мусоросортировочный завод № 2,принадлежащий ООО «Родник», линии «Арктики» в Октябрьском районе, линия ООО «Л-транс» на Криводановском полигоне, их коллективы распущены.
«На рынке по сути остался регоператор, у которого установлены две сортировочные линии на Левобережном и Гусинобродском полигонах», — говорит Кузнецов.
Терсхема как гарант
В территориальную схему по обращению с ТКО (основополагающий документ, описывающий движение потоков ТКО в регионе и обязанности сторон) потоки РСО завели только два года назад, отмечает Евгений Книжник, исполнительный директор ГК «Арктика Сити», а именно терсхема и ее исполнение должно защищать интересы всех участников рынка.
«В законодательстве есть обязанность регоператора заключать договор со всеми полигонами и сортировочными заводами в своей зоне, но обязанности загружать их у него нет, — констатирует эксперт. — Если интересы полигонов может защитить территориальная схема, то схема потоков РСО в Новосибирской области появилась только в сентябре прошлого года, и она ни дня не исполнялась, что и стало спусковым крючком для гибели целой отрасли».
«Как ГК «Тайгер-Сибирь» возил свои контейнеры со всего города, так и продолжил это делать, то же в это время делал и МУП «САХ», — поясняет Книжник — Отказываясь вывозить контейнеры «Тайгера» и не загружая их мусоросортировочный завод согласно потокам РСО в территориальной схеме, регоператор нарушает саму схему потоков, а это одно из немногих нарушений, за которое регоператора могут лишить статуса. Власти Новосибирской области требовать от регоператора соблюдения своего нормативного акта, а спокойно наблюдали за агонией ГК «Тайгер-Сибирь» — так же, как два с половиной года это было с ГК «Арктика Сити». По словам Книжника, сортировочный завод ГК «Арктика Сити» в 2022 году также «был задушен» прекращением поставок РСО и мусора перевозчиком, аффилированным с прошлым регоператором «Экология-Новосибирск».
«Сейчас регоператор предлагает снести все старое, но будет ли новое организовано должным образом? Больше десяти лет в Новосибирске создавали культуру сортировки мусора и раздельного сбора, мы приучили людей к этой культуре, люди стали уделять этому вопросу больше внимания, массово сортировать мусор, и сейчас эта культура вместе с доступной горожанам инфраструктурой рушится», — говорит Владимир Кузнецов.
Позиция МУП «САХ» по сохранению наработанной инфраструктуры для вывоза РСО в Новосибирске не ставит четкой точки в вопросе. «В настоящий момент между региональным оператором и собственником переполненных контейнеров для раздельно собранных отходов идут переговоры о вывозе их содержимого», — пишет Южаков. РБК Новосибирск направил запрос в мэрию и МУП «САХ» с просьбой прокомментировать перспективы системы по вывозу РСО в Новосибирске. На момент публикации статьи они не были предоставлены.