В Москве проходит выставка, посвященная русском освоению Арктики
Андрей ВасянинСтаринные рукописные карты, шаманские колокольца, украшения из слоновой кости, русская северная живопись… Старый Английский двор, палаты XVI века в пяти минутах ходьбы от Кремля с конца января стали на несколько недель хранилищем исторических и художественных артефактов, связанных с русским освоением Арктики, и частью проходящего в Москве художественно-просветительского проекта «Исследователь и художник: искусство в экспедиции».На выставке можно увидеть и образцы арктического гардероба — самобытной «северной моды». / Александр Корольков
…Кто как не художник рисовал этих статных дам на северных картах XVI — XVII веков? С лоций путешественников и начинается выставка: для европейских картографов Русский Север был местом таинственным, их знания опирались в основном на легенды о вот этой самой Золотой бабе, которой якобы поклонялись северные народы. А народы тех мест меж тем поклонялись добрым духам, их женщины надевали украшения из бисера и кости мамонта, отгоняющие духов злых, шаманы излечивали раны, прикладывая к ним такие вот шкурки горностая (коллекция Таймырского Дома творчества). А это была настоящая валюта тех времен: за северными горностаями и соболями снаряжали целые экспедиции…
Статус художника в экспедициях, наземных и морских, был в свое время не ниже статуса врача — его работы тогда были единственным средством визуальной фиксации результатов научных походов. Поначалу это были просто зарисовки для создания карт и планов территорий, потом рисовальщики от схематичных «картографических ландшафтов» перешли к полноценным пейзажам, а художественное образование и подготовка экспедиционных художников от Академии наук переходят к Императорской Академии художеств.
Один из залов выставки украшает экспозиция работ ученика Шишкина и Куинджи Александра Борисова, работавшего экспедиционным художником на рубеже веков, собиравшего собственные художественные экспедиции от Пинеги до Карского моря. «Собака на нартах», «Отдыхающий ненец в палатке», «Медведь на охоте»: Борисов работал маслом на 40-градусном морозе, потому что боялся пропустить такие восходы на Новой Земле, моменты, когда меланхоличные туманные пейзажи становятся неестественно яркими и красочными. Небольшого формата работы классика северной живописи приехали на выставку из архангельского Музея художественного освоения Арктики имени А. Борисова.
Рядом с полотнами Борисова на стендах зала — снимки Николая Пинегина, вместе с Георгием Седовым совершившего первую научную экспедицию к Северному полюсу, рисунки исследователя Таймыра, ученика Билибина и Рериха Андрея Лекаренко, живопись сказочника и этнографа Степана Писахова, пейзажи первого ненецкого художника Тыко Вылки.
…Четкие, контрастные черные и красные квадратные и треугольные аппликации на северных парках-малицах из выделанной кожи — эти образцы нганасанского гардероба, привезенные арктическими экспедициями начала века, выставлялись в столичных этнографических музеях и, скорее всего, вдохновили на творческие эксперименты Лисицкого и Малевича. Основатель супрематизма и создал эскиз этого флакона одеколона фирмы «Брокар» в форме ледяной глыбы, увенчанной фигуркой медведя, словно из сюжета заполярной костяной резьбы.
Российская газета — Федеральный выпуск: №49(9291)
Источник