В Башкирии предложили новую программу развития северо-востока региона
Экономика этого субрегиона остается слаборазвитой, а демографическая ситуация ухудшается
В Башкирии собираются принять новую стратегию социально-экономического развития северо-восточных районов республики. Она будет рассчитана на 2025–2030 годы. Проект документа подготовило министерство экономического развития и инвестиционной политики.
Стратегия должна прийти на смену среднесрочной комплексной программе социально-экономического развития северо-восточных районов РБ. Ее реализация продолжалась в 2022–2024 годах. В Минэкономразвития признают, что «не все цели, определенные на предыдущем этапе, были достигнуты в полном объеме». В частности, объем отгруженных товаров собственного производства рос в среднем на 3,86% в год, объем валовой продукции — на 2,8%, а средние зарплаты — на 7%. Плохо обстоят дела с жилищным строительством. Средний годовой прирост объемов нового жилья в северо-восточных районах составлял лишь 0,8%.
Сократился вклад субрегиона в общереспубликанский показатель производства товаров, выполнения работ и услуг. В стоимостном выражении в 2023 году восемь районов произвели лишь 0,36% всей продукции республики. В 2014 году этот показатель составлял 0,41%.
При этом само производство на северо-востоке растет, просто не такими темпами, как в остальной республике, поэтому его доля падает. Если в прошлом году в республике произвели товаров и услуг на 2,86 трлн руб., то на северо-востоке региона — на 10,38 млрд, из них большая часть — 30,2% — приходится на Дуванский район. На втором месте — Салаватский район с показателем 26,4%, на третьем — Нуримановский район с 16,6%. Хуже всего производство развито в Белокатайском и Кигинском районах, где выпустили 3,8% и 4,1% всех товаров и услуг субрегиона.
При этом за десятилетие с 2014 по 2023 год отмечается рост показателя производства в среднем в 1,4 раза. Наибольшая динамика роста — более чем в 2,5 раза — наблюдается
в Караидельском районе (с 232 млн до 700 млн руб.) и Кигинском районе (в 1,8 раз, с 166 млн до 429,3 млн руб.).
В целом на северо-востоке республики наиболее развиты сельское хозяйство и санаторно-курортная отрасль. Так, три из пяти системообразующих предприятий в этой части республики — это санатории, а оставшиеся два — сельхозкомпании. Промышленность и обрабатывающие производства здесь не развиты. Есть добывающие предприятия.
«На северо-востоке РБ промышленное производство развито очень слабо, и в первую очередь развиты те виды экономической деятельности, которые носят сырьевой характер (мясо, молоко, зерно, лес). Предприятия промышленности — это преимущественно субъекты малого и среднего предпринимательства. На территории субрегиона осуществляет деятельность незначительное количество крупных производственных предприятий. Отсутствие инвестиционной инфраструктуры снижает инвестиционную привлекательность северо-востока республики», — говорится в проекте стратегии.
Кроме того, в этих районах складывается неблагоприятная демографическая обстановка. Сокращение населения идет быстрее, чем в других районах республики. А большой вклад в депопуляцию вносят высокая смертность и низкая рождаемость. Авторы документа приходят к выводу, что «показателей рождаемости в среднесрочной перспективе ожидать не следует». Кроме того, отмечается аномально высокая смертность среди мужчин трудоспособного возраста.
Для улучшения ситуации на северо-востоке Минэкономразвития республики предлагает развивать экономику по нескольким направлениям — создавать инвестиционную инфраструктуру, поднимать лесопромышленный комплекс, создавать новые предприятия пищевой и обрабатывающей промышленности и строить заводы по переработке полезных ископаемых и производства строительных материалов.
Как сообщал РБК Уфа, в 2022 году правительство республики утвердило среднесрочную комплексную программу социально-экономического развития северо-востока на 2022–2024 годы. Общий объем финансирования трехлетней программы был запланирован на уровне 21,99 млрд руб., из них 12,2 млрд должны были выделить из регионального бюджета, 3,8 млрд — из федерального. На внебюджетные источники приходилось 5,9 млрд руб. расходов, а остальные 53,2 млн — на местные бюджеты.