Суд обязал вернуть государству 11 га земли на берегу реки в Башкирии
Арбитражный суд Башкирии обязал фермера в Балтачевском районе вернуть в собственность государства 10,9 гектара земли у реки Кигаза. Суд удовлетворил требование прокуратуры республики, признав незаконным договор аренды земельного участка у водоема.
В мае 2013 года местная администрация заключила договор с ООО СХП «Агропартнер» об аренде пруда, образованного плотиной на реке Кигаза у деревни Усманово. В 2020 году «Агропартнер» переуступил право аренды участка за 10 тыс. руб. местной предпринимательнице Лилии Хайруллиной.
Прокуратура провела проверку в 2022 году. Сам участок относится к землям сельхозназначения. Но проблема в том, что он примыкает к водному объекту, а такие земли не могут передаваться в аренду решением местной власти — это прерогатива федерального органа.
«В соответствии с законодательством все водные объекты находятся в собственности РФ. Таким образом, орган местного самоуправления не наделен полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении земельного участка, включающего в себя земли водного фонда», — сообщили в прокуратуре.
Против расторжения договора аренды выступили в министерстве земельных и имущественных отношений. В ведомстве указали, что на земле расположена кузница, которая используется, и гидротехнические сооружения, что находятся на балансе Норкинского сельсовета. В министерстве отметили, что прекращение договорных отношений плохо отразится на правах собственников и бизнеса. В прокуратуре возразили, что земля не используется по назначению: арендаторы не строят и не реконструируют плотину.
Суд же решил, что раз пруд на реке Кигаза не является изолированным, а соединен с рекой, он не может находиться в иной собственности, кроме федеральной.
«В собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды, обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами. Если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности РФ, в том числе в случае, когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале) с помощью водонапорного сооружения», — говорится в решении Арбитражного суда РБ.
На этом основании иск полностью удовлетворили. Ответчики не стали обжаловать решение первой инстанции. Оно вступило в силу.