RuPulse - это новостной портал

Сортировка начинается на кухне: как в России обращаются с отходами

19

Экология Рассказываем, как изменилась система обращения с ТКО за пять с половиной лет реализации национального проекта «Экология» и как проходит переход России к экономике замкнутого циклаСортировка начинается на кухне: как в России обращаются с отходами0 Фото: Shutterstock

В 2023 году на одного россиянина в среднем пришлось 322,3 кг отходов, что на 9,7 кг больше показателей предыдущего года, подсчитали эксперты аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, опираясь на данные Минприроды России. Общий объем твердых коммунальных отходов (ТКО) за прошлый год в стране увеличился на 1,3 млн т, до 47,2 млн т. Разброс цифр по регионам почти пятикратный. Если в Магаданской области — регионе с максимальным показателем — один житель производит 646,3 кг отходов в год, то в Бурятии — 127,2 кг.

Как в России реализуется реформа по обращению с отходами

В России с 2019 года реализуется национальный проект «Экология», три из девяти блоков которого связаны с темой мусора и отходов: утилизация и переработка, ликвидация свалок, обезвреживание опасных отходов. В 2022 году был также запущен федеральный проект «Экономика замкнутого цикла», который включил в себя вопросы «мусорной реформы», усилил ее позиции и придал дополнительные технологические акценты.

Эксперты уточняют, что далеко не все отходы — мусор, который утратил все полезные свойства и должен отправиться на захоронение в грунт на полигон. Современная система обращения с ТКО разделяет их на два потока: неперерабатываемые («мокрые», или «хвосты») и будущее вторсырье («сухие»).

Сегодня технологии позволяют превращать отходы во множество полезных вещей — в частности, топливо, изделия из бумаги, пластмассы, стекла, ткани для одежды, ингредиенты для стройматериалов. Закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» выделяет несколько способов утилизации твердых коммунальных отходов: рециклинг — повторное применение по прямому назначению; регенерация — возврат в производственный цикл после необходимой подготовки; рекуперация — извлечение полезных компонентов для повторного применения; энергетическая утилизация — использование в качестве возобновляемого источника энергии. Так формируется экономика замкнутого цикла.

По словам гендиректора «Российского экологического оператора» (РЭО) Дениса Буцаева, доля ТКО, направляемых на переработку-сортировку, по состоянию на 2024 год в целом по России превысила 54,3%. Доля утилизации отходов — почти 14%. При этом на захоронение (как после сортировки, так и напрямую), по данным Минприроды, сегодня все еще поступает 83,6% отходов. Между тем президентом России в майском указе 2024 года для достижения национальной цели «Экологическое благополучие» поставлена задача по формированию к 2030 году экономики замкнутого цикла. В числе прочего это подразумевает стопроцентную сортировку ТКО с захоронением не более 50% из них и вовлечением в повторный хозяйственный оборот не менее 25% отходов в качестве вторичных ресурсов и сырья.

За пять лет отрасль прошла огромный путь, который в Европе занял десятилетия, говорит гендиректор компании «Эколайн-капитал» Евгений Михайлов: «Из примитивной модели «вывез — захоронил» за годы реформы выросла настоящая модель полного цикла, на рынок пришли новые технологии, и все это в такой огромной и непростой с точки зрения географии стране, как Россия. В Московском регионе сегодня обеспечена стопроцентная сортировка отходов и сокращение захоронения вдвое».

Основное достижение реформы, по словам эксперта, — это прозрачность всех процессов. «Десять лет назад в России никто не контролировал маршруты мусоровозов, про сортировку отходов никто не слышал, тем более про утилизацию. Незаконные полигоны росли, как и навалы мусора в лесах и на полях. Мы начинали работу 12 лет назад, когда только в Северном административном округе столицы работало около 1 тыс. возчиков отходов», — рассказывает Михайлов.

Впрочем, проблема несанкционированных свалок, по словам Дениса Буцаева, остается актуальной до сих пор. К примеру, в Архангельской области, как рассказал ее губернатор Александр Цыбульский в начале октября на Российском экологическом форуме, остро стоит вопрос рекультивации старых захоронений отходов. Регион совместно с РЭО уже начал готовить соответствующую проектно-сметную документацию для городов, входящих в агломерацию областного центра, — Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, на территориях которых сейчас суммарно сосредоточено более 10 млн т отходов. Также решается проблема вывоза мусора с территории островов области, в том числе Соловецких — историко-культурного памятника федерального значения, включенного в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, на Соловках строится мусоросортировочный комплекс с элементами компостирования органики мощностью 2,3 тыс. т отходов в год. Он создается полностью за счет федеральных ресурсов. Строительство объекта будет завершено в этом году.

Также по нацпроекту «Экология» рекультивируют несанкционированные свалки в границах городов. С 2019 года ликвидированы 142 такие свалки и 84 объекта накопленного вреда. Всего к концу 2024 года при поддержке нацпроекта будет ликвидирована 191 свалка, вблизи которых проживают более 20 млн человек.

Как выстраивается система обращения с отходами

Для достижения поставленных национальным проектом «Экология» и другими программными документами целей в России сегодня задействован ряд системных мер.

Одна из них — принятие год назад закона (№ 451-ФЗ от 04.08.2023) о реформе механизма расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП). Согласно новым правилам, ответственность по утилизации упаковки будет нести ее непосредственный производитель, а не компании, которые ее используют для своих товаров. Создается реестр верифицированных утилизаторов, для них также вводится ответственность в случае необеспечения утилизации отходов в полном объеме по договорам, заключенным с товаропроизводителями. Уточнен и порядок формирования ставок экологического сбора, а именно предусмотрен их расчет на основе средних сумм затрат на раздельный сбор, накопление, транспортирование, обработку и утилизацию конкретного вида отходов. В случае отказа от самостоятельной утилизации предусмотрено применение специального коэффициента. Он рассчитывается исходя из критериев экологичности товара и упаковки, к примеру, учитывается сложность извлечения отходов от использования товаров, технологическая возможность многократного использования, востребованность вторичного сырья. Средства уплаченного сбора пойдут на создание необходимой инфраструктуры для утилизации отходов от использования товаров. Таким образом закон, отдельные положения которого вступили в силу с начала 2024 года, стимулирует бизнес на создание собственных мощностей по переработке и выпуску более экологичных товаров.

Рост нормативов утилизации упаковки для ее производителей и импортеров, установленный правительством России, будет поэтапным: в 2025 году — 55%, в 2026-м — 75%. С начала 2027 года возникает полная ответственность, то есть обязанность стопроцентной утилизации. Также вводится понятие «понижающий коэффициент» — производители, выпускающие товары и упаковку с использованием вторичного сырья, смогут снизить объем ответственности пропорционально доле вовлеченного вторичного сырья.

РОП — это фундаментальный механизм для перехода к экономике замкнутого цикла, считает глава РЭО Денис Буцаев: «Воздействие закона на экономику системное: он переносит основное бремя расходов на утилизацию с производителя товаров, использующего упаковку, на производителя упаковки. В свою очередь производителя упаковки это стимулирует искать более экологичные решения и обеспечивать сбор отходов от использования товаров и их утилизацию». По словам руководителя РЭО, некоторые производители упаковки уже приступили к развитию собственных мощностей для ее утилизации, а новые ставки экосбора станут еще одним источником финансирования проектов экономики замкнутого цикла.

Еще одно важное направление реализации нацпроекта «Экология» — строительство новых и модернизация существующих объектов по обращению с ТКО: мусороперерабатывающих и мусоросортировочных заводов, современных полигонов для размещения и захоронения. По словам Буцаева, всего с начала реализации реформы в стране построен 261 объект по обращению с ТКО, в том числе 139 — по обработке, 67 — по утилизации, 19 — для размещения отходов, 36 комплексных объектов. Общая мощность обработки составляет 21,5 млн т в год, утилизации — 6,5 млн т, размещения — 4,9 млн т.

В 2024 году, по данным РЭО, запланирован ввод 29 новых объектов инфраструктуры в Ленинградской, Новосибирской, Воронежской, Костромской, Архангельской, Томской, Новгородской, Липецкой, Псковской и Брянской областях, Республиках Крым, Башкортостан, Мордовия и Северная Осетия — Алания, Красноярском, Пермском, Краснодарском и Забайкальском краях. В совокупности новые объекты этих регионов смогут ежегодно обрабатывать 2,5 млн т ТКО, утилизировать 1,7 млн т, обезвреживать 0,02 млн т.

Практически все объекты возводятся с использованием механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) — РЭО оказывает необходимую финансовую поддержку регионам через предоставление льготных долгосрочных займов концессионерам. В 2024 году планируется заключение 25 соответствующих концессионных соглашений в 18 субъектах федерации, общая сумма инвестиций превысила 73,6 млрд руб. Всего в 2022–2024 годах оказано содействие 36 регионам страны в структурировании и заключении 65 концессий на общую сумму более 170 млрд руб.

Об опыте строительства новых объектов по обращению с ТКО и его финансированию рассказал вице-премьер правительства Архангельской области, курирующий направление экологии, Игорь Мураев. По его словам, в рамках ГЧП концессионерами выступают государственные компании — Архангельский экологический оператор и две его дочерние организации. «Фактически 100% их акций принадлежат правительству Архангельской области, что позволяет нам вести полный контроль за соответствующей деятельностью», — сообщил Игорь Мураев.

Сегодня в регионе работает один мусоросортировочный комплекс с ручной сортировкой, но этого мало, сообщили в компании «Архангельский экологический оператор». Поэтому в ближайшие годы планируется создать три мусоросортировочных комплекса общей мощностью 405 тыс. т отходов в год: на 70 тыс. т — в Коряжме, на 60 тыс. т — в Няндомском округе и на 275 тыс. т — в Холмогорском округе. Новая инфраструктура позволит централизованно запустить стопроцентную сортировку отходов, и в результате более 55% всех образуемых в регионе твердых коммунальных отходов отправятся на переработку, более чем вдвое сократятся объемы захоронения ТКО. Также ведется работа по созданию двух новых полигонов суммарной мощностью 195 тыс. т и реконструкция территории полигона города Коряжмы для размещения неперерабатываемых остатков сортировки.

Почему для «мусорной реформы» важен вклад каждого

Сортировка начинается на кухне, если ее там не было, мы сортируем смешанный поток отходов, говорит Михайлов из «Эколайн-капитала»: «Недостаточно просто создать инфраструктуру — поставить контейнеры, зарядить два потока машин. Отдельные усилия мы направляем на экопросвещение жителей — это примерно 150 мероприятий в год». В том числе офлайн- и онлайн-экскурсии на предприятия, уроки и конкурсы в школах и детских садах.

Экопросветительские мероприятия помогают формировать у людей привычку сортировать отходы. В частности, в поддержку нацпроекта «Экология» пятый год подряд проводится акция «БумБатл» движения «Экосистема». Ключевая цель проекта — сокращение излишнего потребления бумаги и формирование экологической культуры. В этом году участникам удалось собрать и отправить на переработку 144 тыс. т макулатуры.

Без активного вовлечения людей решить задачу раздельного сбора отходов невозможно, подтверждает директор по городским и строительным технологиям фонда «Сколково» (входит в группу «ВЭБ.РФ») Юрий Хаханов: «Для этого необходимо не только развивать экологическое сознание, но и выработать конкретные экономические мотиваторы для раздельного сбора». В качестве примера он приводит разработанный в «Сколково» проект «Экопоинт», где предусмотрена выплата вознаграждения в рублях по СБП всем сдающим вторсырье.

Сегодня при поддержке национального проекта «Экология» создается инфраструктура, чтобы людям было удобно сортировать отходы. Это базовые условия для формирования экономики замкнутого цикла. «Вовлекать людей в дело раздельного сбора мусора у нас получается достаточно эффективно», — считает Денис Буцаев. Контейнеры для обустройства хозяйственных площадок появляются по всей стране, что делает идею РСО доступной и понятной для россиян. Общее количество установленных контейнеров — 372 тыс. В 50 субъектах реализуется двухконтейнерная система сбора отходов, в 19 регионах — пофракционная система, в 11 регионах комбинируются обе системы. Этой возможностью могут воспользоваться более 90 млн россиян.

Тем не менее в России очень мягкая модель внедрения раздельного сбора, считает Евгений Михайлов: «В Европе, если ты неправильно сортируешь, предусмотрен ощутимый штраф. В Канаде, если ты смешал отходы, их просто не заберут. У нас все еще уговаривают жителей разделять отходы. С одной стороны, это очень демократично, с другой стороны, когда смотришь на синий бак для вторсырья, в который кто-то вылил кастрюлю борща, потому что не понял, как сортировать, хочется более доступных методов объяснения». Необходимо формировать доверие к системе раздельного сбора отходов всеми доступными средствами, отмечает эксперт.

Что могут технологии в сфере переработки отходов

Существует достаточно много современных технологий, которые способны усовершенствовать процесс обращения с ТКО. Биотехнологии переработки мусора с использованием грибов, автоматизация сбора мусора, внедрение искусственного интеллекта и нейросистем, плазменная переработка отходов с использованием экстремально высоких или низких температур, получение альтернативных видов топлива из мусора и пластика, перечисляет доцент базовой кафедры финансовой и экономической безопасности РЭУ имени Г.В. Плеханова Екатерина Ерохина.

Самый массовый и одновременно самый опасный для окружающей среды вид отходов, по словам Евгения Михайлова, — органика. Решить ее проблему может только промышленное компостирование, уверен он: «Опыт показывает, что для России подходят две технологии — туннельное и ангарное компостирование, которые могут обеспечить результат в наших климатических условиях. Промышленное компостирование, которое предусмотрено на всех комплексах по переработке отходов (КПО) группы «Эколайн», позволяет из бомбы замедленного действия, которая десятилетиями будет разлагаться и выделять неприятный запах, за три недели делать технический грунт — по сути, обыкновенную землю, которую можно использовать для строительства автомобильных дорог, рекультивации». Также, по словам Михайлова, на объектах компании есть экспериментальные огороды и даже теплица, где весь год цветут васильки и петунии, а недавно посадили манго и маракуйю и где каждый год высаживаются обычные плодовые растения, включая картофель, морковь, редис. Лабораторные исследования показывают, что за последние три года эксперимента во всех плодах соли тяжелых металлов были ниже нормы, — это связано с тем, что компостирование еще и обеззараживает органику, отмечает представитель «Эколайна».

По мнению Михайлова, необходимо законодательно запретить захоронение органики, сделать компостирование обязательным для всех объектов обработки отходов. «А самое главное — сделать технический грунт обязательным для использования в строительстве и рекультивации. Именно создание рынка для продукта позволит развивать компостирование в стране», — считает эксперт.

Как рассказал, в свою очередь, глава РЭО Денис Буцаев, в 2024 году в Туле запущен в работу инновационный «КПО Тула», в состав которого входят цех обработки, участок производства техногрунта и цех расщепления полимерных материалов. Для обработки отходов на объекте используется гидросепарация, при которой из ТКО можно отбирать самые мелкие фракции. В России эта инновационная технология применяется впервые. Также впервые в промышленном масштабе здесь реализована технология пиролиза смешанных отходов нестабильной морфологии. «То есть отходы расщепляются до соединений углеводородов — изначального природного состояния. В результате утилизации полимерных материалов образуются горючий газ — смесь кислорода и водорода, горючая жидкость — аналог нефтепродуктов, а также твердый углерод — аналог каменного угля», — поясняет руководитель РЭО.

Сфера экологии — одна из передовых по внедрению цифровых технологий и искусственного интеллекта (ИИ), говорит Юрий Хаханов. В частности, среди проектов «Сколково» есть цифровая платформа управления отходами в регионах, а также фандоматы «Экопоинт», где технологии машинного зрения определяют тип, количество и качество вторичных ресурсов с точностью более 97%.

Однако для получения нужных результатов и рентабельности от внедрения технологий необходима эффективно работающая инфраструктура по сбору отходов, культура сортировки на предприятиях и утвержденные правила обращения с ТКО, подытожил руководитель комитета «Деловой России» по переработке отходов и вторичным ресурсам Александр Кобенко.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

× 7 = 70