Сможет ли ЕС заместить украинский транзит российского газа «совместными закупками» в других странах
Сергей ТихоновЕврокомиссия (ЕК) активно продавливает идею отказа ЕС от российского газа, поставляемого через Украину. Соглашение о транзите нашего газа по этому маршруту истекает в конце 2024 года, и ЕК рекомендует его не продлевать.iStock
В ЕК предлагают компенсировать выпадающие объемы российского газа, поставляемого через Украину, а это около 15 млрд кубометров в год, за счет механизма совместных закупок странами ЕС, через Европейскую энергетическую платформу. Управляет платформой сама ЕК, и закупки через нее не подразумевают импорт российского газа.
Здесь возникает сразу два вопроса. Во-первых, не очень понятен смысл отказа. Украина получает деньги за транзит, Европа получает газ. Доходы российского бюджета от экспорта по этому маршруту составили в прошлом году приблизительно 85 млрд рублей, около 1% от всех нефтегазовых поступлений. Причем эта сумма поступила в нашу казну при высоких и очень высоких ценах на газ в Европе, а сейчас они опустились ниже 300 долларов за тысячу кубометров. То есть говорить о каком-то ударе по экспортным доходам не приходится.
Второй вопрос связан с полномочиями ЕК. Как отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, приказать странам ЕС отказаться от российского газа ЕК не может. Они задекларировали отказ от российского газа к 2027 году, но так и не сделали это частью законодательства. С другой стороны, они могут чинить различные препятствия для урегулирования вопроса о транзите и продолжения поставок в медиапространстве и через некоторые бюрократические процедуры, поясняет эксперт.
То есть, пока это только рекомендации странам ЕС и тема для обсуждения. Как уточняет аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман, без согласия всех стран ЕС решение об отказе от российского газа невозможно. Совместные закупки фактически являются альтернативой спотовому рынку и основные поставщики там те же — Норвегия, Азербайджан, Египет, США, Алжир.
После подрыва «Северных потоков», остановки газопровода «Ямал Европа» из-за санкций, сделавших невозможными расчеты за транзит через Польшу, а также снижения объемов прокачки через Украину, ЕС потерял более 100 млрд кубометров российского газа в год. Часть потерь была компенсирована поставками сжиженного природного газа (СПГ), в первую очередь из США, увеличением импорта трубопроводного газа из Норвегии и Алжира, а также за счет снижения потребления газа промышленностью в самой ЕС. Теперь ЕК предлагает отказаться еще от 15 млрд кубометров в год, увеличив совместные закупки.
Общий импорт газа в ЕС в период между четвертым кварталом 2021 года и четвертым кварталом 2023 года снизился на 14%, а в абсолютном выражении — на 142 млн кубометров в сутки (до 838 млн кубометров в сутки), говорит эксперт по энергетике Кирилл Родионов. Однако экономия сырья привела к потерям энергоемких отраслей промышленности, что стало одной из причин промышленной рецессии: октябрь 2023 года стал восьмым подряд месяцем, по итогам которого в еврозоне был зафиксирован спад промышленного производства (год к году; отдельно в октябре 2023 года — на 6,6%).
Теперь ЕК предлагает отказаться еще от 15 млрд кубометров в год, увеличив совместные закупки. Но, как поясняет Гривач, механизм совместных закупок не обеспечивает приток новых объемов на европейский рынок. Это всего лишь перераспределение объемов, которые и так туда придут. Честно говоря, он ничем не отличается от заключения прямых форвардных контрактов непосредственно между покупателями и продавцами. А вот прекращение транзита будет означать физическое выпадение объемов газа из баланса Европы и проблемы для функционирования газотранспортных систем Украины, Словакии и Австрии.
Впрочем, с точки зрения Родионова, несмотря на снижение цен на газ в Европе, скорее всего, сохранится тенденция сокращения спроса на газ в ЕС. Страны Союза договорились снизить потребление газа на 15% еще в 2022 году, а потом пролонгировали эти обязательства. Поэтому, скорее всего, в нынешнем году спрос на газ будет оставаться на том же уровне, что и в четвертом квартале 2023 года, который очень сильно уступает докризисным показателям.
Но Гривач указывает на то, что спрос уже растет, если смотреть на статистику периодов год к году. В январе он показал двузначный темп, правда, на фоне низкой базы начала прошлого года, говорит эксперт. Газ по сегодняшней цене выглядит привлекательнее угля для генерации электричества. В то же время пока непонятно, можно ли оживить европейскую газохимию или процесс снижения промышленного потребления газа за 2,5 года ценового экстрима стал необратимым. Ну и погодный фактор остается ключевым. Метеозависимость европейской энергосистемы продолжает увеличиваться, а это всегда очень неконтролируемый риск, считает эксперт.
Кауфман также отмечает, что относительно низкой базы (низкого потребления газа в ЕС) прошлого года рост спроса возможен, но в пределах 2-3% на фоне все еще действующих мер по экономии и ограниченного объема предложения на газовом рынке.
На этом фоне, пусть и незначительного роста спроса и дефицита предложения, убрать гарантированные для получения 15 млрд кубометров газа — решение достаточно смелое.
По мнению Родионова, для Европы очень нежелательно прекращение украинского транзита, даже несмотря на его небольшие объемы, которые колеблются в диапазоне 40-45 миллионов кубометров в сутки. Причем, эксперт считает, что говорить про прекращение украинского транзита рано. Сейчас за месяц происходит столько событий, сколько раньше не происходило за год. К декабрю могут еще произойти очень сильные изменения, поэтому в феврале и марте говорить о том, что будет с украинским транзитом преждевременно.