Российские компании нашли альтернативные каналы для трансграничных переводов
Екатерина СвиноваБизнес нашел альтернативные каналы для расчетов с иностранными контрагентами. Заменой SWIFT стали филиалы российских банков за рубежом, счета иностранных банков в России, прямые банковские платежи, посреднические механизмы, в том числе через торговые дома, взаимозачеты встречных требований. Об этом рассказала «РГ» директор по перспективным финансовым технологиям Российского экспортного центра Ангелина Акименко.iStock
По ее словам, еще одним альтернативным способом расчетов стали бартерные сделки. Их пока не очень многов общей массе экспортно-импортных контрактов, в первую очередь из-за бюрократии и проблем в фактической оценке товаров. При этом потенциал для развития бартерных сделок есть. По мнению экспертов, при ужесточении вторичных санкций они станут популярнее. Одной из инициатив, которая поможет в развитии бартера, стал навигатор, разработанный Минэкономразвития и Российским экспортным центром. Использовать бартер возможно только при условии обмена равноценными по стоимости товарами и услугами, иначе сторона обязана оплатить разницу в стоимости.
«Несмотря на ужесточение санкций в отношении международных торговых и платежных операций, товарооборот России и ряда дружественных (и недружественных) стран увеличивается», — отметила доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Мери Валишвили. В валютной структуре расчетов за экспортные и импортные операции около 30% занимают доллар и евро, около 40% — валюты дружественных стран и оставшиеся 30% — рубли, уточнила эксперт.
Инфографика «РГ»/ Александр Чистов / Екатерина Свинова
С 2014 года Банк России развивает Систему передачи финансовых сообщений (СПФС). На конец 2023 года к ней были подключены банки из 20 стран, в том числе Армении, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана, Кубы. «Полный список мегарегулятор не раскрывает, но известно, что также к системе подключились финансовые организации из Китая, Индии и нескольких арабских стран», — добавила Валишвили.
Альтернативными каналами для проведения трансграничных переводов стали зарубежные аналоги SWIFT: китайская система CIPS, индийская SFMS, иранская SUCRE. Через них можно взаимодействовать с банками из Боливии, Венесуэлы, Эквадора и других стран.
Еще один вариант — проведение расчетов при помощи посредника. Для этого в договоре или в дополнительном соглашении к нему необходимо указать третью сторону — плательщика (посредника).
С осени прошлого года, когда вторичные санкции стали реальной угрозой для финансовых организаций стран-партнеров России, банки Китая, Турции и ОАЭ стали ограничивать расчеты своих клиентов с «российским следом» вне зависимости от страны регистрации компании, добавила эксперт. Проблемы с открытием счетов в иностранных банках возникают только с зарегистрированными в России компаниями, считает один из представителей деловой среды. Многие открывают компании на граждан других стран, на своих партнеров или сотрудников за рубежом и таким образом решают вопрос с банковским обслуживанием. Но это все равно не позволяет до конца переломить ситуацию. Единственное, что работает, — это надежная система агентов, но она требует гарантии исключения рисков для предприятий. Пока система отрабатывается финансовыми институтами, когда вопрос гарантии будет решен, работа через агентов станет наиболее востребованной.
Цитата
Максим Решетников, министр экономического развития России:
«Еще два года назад доля доллара в структуре товарооборота занимала половину. Сейчас она в три раза меньше. При этом в два раза выросла значимость рубля».
Российская газета — Федеральный выпуск: №52(9294)
Источник