Ремонты на НПЗ и запрет на экспорт топлива: что будет с ценами на бензин
Ремонты на НПЗ и запрет на экспорт топлива: что будет с ценами на бензин осенью На ряде российских АЗС в августе вновь выросли цены на топливо. Увеличение нефтепереработки и запрет на экспорт пока не смогли сдержать подорожание горючего. Эксперты объяснили Autonews.ru, как изменятся цены осенью
С чем связаны опасения
Из официальных данных территориального индекса по европейской части России Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) следует, что в период с 20 мая по 30 июля АИ-92 подорожал на 13%, до 54,486 тыс. руб. за тонну, а АИ-95 — на 29%, до 72,712 тыс. руб. за тонну.
Оптовые цены на бензин за два с небольшим месяца выросли в пределах 10–30%. Розничные цены также существенно выросли. В июле еженедельно бензин увеличивался в цене в среднем по стране на 0,5–0,6%, а на 22 июля рост цен на бензин по сравнению с декабрем 2023 года достиг 4,7%.
Для сравнения: официальный прогноз Минэкономразвития по инфляции на 2024 год — 5,1%. Согласно действующему законодательству, рост розничных цен на горючее не может превышать уровня общей инфляции.
В августе 2024 года рост оптовых цен на бензины Аи-95 и Аи-92 на бирже СПбМТСБ удалось остановить: 16 августа они упали на 0,2% и 0,7%, до 72 тыс. и 56,4 тыс. руб. за тонну соответственно. Однако в рознице цены на горючее продолжают расти. К примеру, «Башнефть» за август уже поднимала цены на бензоколонках трижды. Бензин самой дорогой марки АИ-100 с июля подорожал на 3 руб.
В среднем за предыдущую неделю цены на бензин выросли на 18 копеек. Высокий сезонный спрос, цены на нефть, курсы валют, себестоимость производства и логистика продолжают оказывать влияние на прайсы.
В сентябре нефтяные компании планируют начать традиционные для этого периода профилактические ремонты на ряде заводов, что приведет к снижению выработки моторного топлива. Чтобы не допустить дефицита и роста цен на горючее, в августе производители довели среднесуточный уровень переработки примерно до 760 тыс. тонн (+20% к показателям июля).
Власти, в свою очередь, попытались минимизировать влияние сезонных факторов: с 1 августа вновь начал действовать запрет на экспорт бензина. Изначально предполагалось, что ограничение продлится до 1 сентября, но потом его действие пролонгировали до конца года.
Прогнозы экспертов
В беседе с Autonews.ru доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета Михаил Хачатурян указал на зависимость стоимости бензина в России от цены на нефть на мировом рынке. Пока, по словам специалиста, как на внешнем, так и на внутреннем рынке она балансирует в диапазоне $79–85 за баррель. Прогнозируемая цена на осенне-зимний период — $81–86 за баррель.
«Исходя из этого, можно предположить, что цены на бензин в России нынешней осенью также останутся в текущих пределах, а именно 74–76 тыс. руб. за тонну АИ-95, 56–58 тыс. руб. за тонну АИ-92», — конкретизировал экономист.
«При такой динамике биржевых цен стоимость на заправках также, скорее всего, резких темпов роста демонстрировать не будет. Цены будут колебаться в диапазоне 52–54 руб. за литр АИ-95 в зависимости от региона, 57–59 руб. за литр АИ-92 также в зависимости от региона», — добавил он.
Возобновленный запрет на экспорт бензина окажет положительное воздействие на цены. Более того, в первых осенних месяцах не исключена продовольственная дефляция: в период сентября–ноября вероятно снижение продовольственных цен на 1,5–2,8%.
Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», напомнил, что розничная стоимость бензина таргетируется по инфляции: бензин не может расти в цене на величину, превышающую средний уровень инфляции. Специалист напомнил: это не значит, что рост пойдет по максимальной возможной планке — так уже бывало прежде. По словам специалиста, прямой связи между оптовыми и розничными ценами на бензин и дизель также нет: это вопрос лишь хеджирования рисков тех, кто участвует в рынке.
«Вероятно, снижение спроса к сентябрю будет давить на цены с точки зрения их снижения, плюс экспорт, который уже включился. Есть понимание того, что цены на оптовом рынке должны начать приседать», — отметил Гусев.
Специалист добавил, что производственные мощности российских НПЗ позволяют выпускать на 10% больше топлива, чем потребляется на внутреннем рынке. Этот фактор является дополнительным регулятором — демпфером для оптового рынка. Ждать дефицита горючего этой осенью, по его словам, не стоит.
Кандидат экономических наук, доцент Всероссийской академии внешней торговли Александр Арский указал на наличие традиционных факторов, влияющих на подорожание горючего летом:
- Сезон отпусков: увеличивается количество поездок в городе и между городами. А программы по стимулированию внутреннего туризма в России приводят большему количеству поездок на личном транспорте.
- Дачный сезон: он сопоставим с сезоном отпусков, но основной трафик личного транспорта приходится на выходные дни.
- Логистический аутсорсинг: доставка строительных материалов для ремонта дома или строительства дачи
- Обслуживание турпотока перевозчиками: увеличение рейсов туристических и междугородних автобусов, а также авиарейсов.
- Сбор и распределение в АПК урожая: традиционный рост спроса на дизельное топливо.
- Активное строительство и ремонт автодорог: требуется топливо для строительной техники, а также битум.
По словам эксперта, все эти факторы сейчас толкают цены вверх. Позднее, в первой половине октября, по прогнозам Арского, цены стабилизируются до уровня мая 2024 года при условии снижения стоимости топлива и на мировом рынке.
Материалы по теме
Авторы Александр Воронцов, Дмитрий Александров
Источник