RuPulse - это новостной портал

Реестровое будущее: популярные на Юге блогеры о новых требованиях РКН

38

Владельцы популярных на юге пабликов сходятся во мнении, что новые требования направлены на борьбу с анонимностью в интернете.Реестровое будущее: популярные на Юге блогеры о новых требованиях РКН0 Фото: Freepik

С 1 ноября 2024 года вступят в силу положения федерального закона, обязывающие пользователей соцсетей и владельцев Telegram-каналов с аудиторией более 10 тыс. человек проходить верификацию и подавать данные о себе в реестр Роскомнадзора (РКН). Владельцы популярных на юге пабликов сходятся во мнении, что новые требования направлены на борьбу с анонимностью в интернете, но по-разному оценивают их возможное влияние на свою деятельность.

Внести ясность

По словам председателя Ассоциации пресс-служб Краснодарского края, заместителя главного редактора ГИК «Кубанские новости» Александры Кошелевой, у интернет-сообщества до сих пор нет четкого понимания перечня подпадающих под новый закон пабликов и объема информации, которую придется подавать в Роскомнадзор.

«Закон нужно более детально проработать и выслушать все стороны. Кроме того, важно четко прописать алгоритм действий — что, где и когда требуется от владельцев каналов», — отмечает она.

Выпускник образовательного проекта «Мастерская новых медиа», блогер Никита Чернов видит в новом законе продолжение работы с блогосферой, начатой государством в 2017 году.

«Тогда особо не получилось выстроить работу, создавались всякие «советы блогеров» при разных органах власти, однако это не увенчалось успехом. Сейчас диалога никакого не будет, а будет только прямая работа по тем нормативам, которые издаст РКН», — считает он.

Вместе с тем, по его мнению, создаваемый реестр позволит выявить каналы с «накрученной» аудиторией.

«Краснодарский край не так богат на блогеров, как на новостные паблики, многие городские и краевые имеют по 300-500 тыс. подписчиков, это «живая» аудитория. Они все стараются играть по правилам и, безусловно, выполнят предписания. Другое дело, что много ресурсов с накрученными подписчиками, я знаю таких, минимум, 50. На заре популярности Instagram (запрещена в РФ, принадлежат компании Meta, признанной в стране экстремистской — РБК Ростов) или VK покупка подписчиков было распространенным явлением. В этой ситуации, когда формально зарегистрировано 25 тыс. человек, а реальная аудитория в 10 раз меньше, многие предпочтут не усердствовать и в реестр не включаться», — полагает Сергей Курочкин.

Борьба с анонимностью

По мнению Александры Кошелевой, не до конца понятен эффект от создания нового реестра.

«Идея сама по себе оправдана, если речь идет о том, чтобы ограничить поток фейковых новостей и снять маски с анонимных пабликов, которые пытаются раскачивать информационную повестку. Другое дело, если речь идет об известных СМИ, то этот контроль мне представляется уже чрезмерным. Всю отчетность они предоставляют, лишние телодвижения никакого эффекта не принесут. На мой взгляд, нужно провести градацию популярных сетей и каналов и применять дифференцированный поход», — отмечает она.

Вызывает вопросы у эксперта также система контроля и оценки той информации, которая сейчас размещается на популярных ресурсах.

«Как это будет регулироваться, пока не совсем понятно. Если последуют какие-то дополнительные ограничения, то это может привести к росту сплетен и слухов, поиску альтернативных источников в сети — это как раз то, чего авторы закона пытаются избежать», — говорит эксперт.

Главным объектом внимания для РКН станут анонимные Telegram-каналы, полагает Никита Чернов.

«На это делается упор уже сейчас. Мы видели громкие дела с обвинительными приговорами в адрес владельцев Telegram-каналов, также недавно несколько Telegram-каналов в России признали иноагентами, что тоже в новинку. Это, как минимум, говорит о том, что у ведомств нет прямых выходов и контроля над креаторами в Telegram», — говорит представитель блогосферы.

По словам автора популярных на юге каналов в «Дзене» Якова Осканова, мотивы данного закона вполне очевидны, однако само законодательное решение получилось «не совсем элегантным».

«Большинство десятитысячников попали под механизм, который фактически направлен не на них. Например, я веду блоги о путешествиях и дикой природе, принципиально избегаю политики и оценочных суждений — в чем будет заключаться контроль, что можно вменить как фейк?» — говорит ростовский автор.

Дифференцировать блоги в рамках реестра будет сложно из-за их смешанной тематики, отмечает сооснователь Совета блогеров России Виктория Рашина.

«Я бы предложила из всего массива блогов и пабликов, заявляемых в реестр, выделять два типа: первый — это блоги с социально-полезным контентом, второй — это блоги с образовательными программами. Первый тип блогов необходимо наделить «знаками отличия» как знаком качества и подумать над мерами их поддержки. А вот ко второму типу следует присмотреться повнимательнее и дополнительно проверять на наличие лицензии на образовательную деятельность, если такая нужна по закону, отсутствие обучения лженаукам, мошеннических схем и прочее», — считает она.

Усиление контроля обосновано и напрашивалось уже давно, считает практикующий врач-отоларинголог и популярный ростовский блогер Мария Евдокимова, у которой 20 тыс. подписчиков в Telegram и 10 тыс. — в Дзене.

«Анонимность в интернете приводит к тому, что люди не отвечают за свои слова и действия. Для медицинской сферы это особенно актуально, когда люди с непонятным образованием и компетенциями рассказывают, как и чем лечиться», — говорит Мария Евдокимова.

Некоторых авторов интернет-проектов беспокоит возможная публичность тех данных, которые будут включены в реестр.

«Насколько я знаю, большинство данных будут в общем доступе, это не совсем правильно. Если телефон и почта будут открыты, то последует большой поток обращений, спама, который просто будет отвлекать от работы. Что касается данных об аудитории, то статистика и так открыта по возрастному составу, географии, времени посещения канала. Данных подписчиков в системе YouTube (с августа на территории РФ наблюдаются проблемы со скоростью работы сервиса, вызванные техническими неполадками в оборудовании Google — прим. РБК Ростов) и Rutube нет, в VK доступно и это», — говорит автор проекта «Южанин» Сергей Курочкин.

«Я вносила свои данные и адреса каналов, аудитория которых превышает 10 тыс. человек. Если блогер зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, то нужно будет предоставить данные и по ИП. По подписчикам кроме количества ничего предоставлять не нужно, дополнительных сведений не запрашивают», — рассказывает Мария Евдокимова.

Действовать в рамках закона

Многие эксперты отмечают важность не только контроля блогосферы со стороны государства, но и выстраивания конструктивного сотрудничества с ней. Авторов интернет-проектов необходимо обеспечивать доступной информацией об их обязательствах, просвещать на начальном этапе, предоставлять «переходные» периоды в случае введения нового регулирования.

«Блогеры — это не только реклама и маркетинг, онлайн-бизнес и развлечения. Блогосфера давно является местом, где формируются и закладываются смыслы, общественное мнение, модели поведения, поэтому и регулирование не должно строиться лишь на репрессивных мерах. Нам нужно развивать блогосферу как зону распространения социально-значимого контента, соответственно, нужно растить и поощрять таких блогеров», — резюмирует Виктория Рашина.

С тем, что новый законопроект не вполне понятен пользователям социальных сетей, согласна и член Совета блогеров, эксперт Народного Фронта, член «Команды Путина» Екатерина Кожанова.

«С вступлением закона о маркировки рекламы блогеры и так в достаточной мере открыто передают данные в ОРД оттуда они все поступают и в ФАС, налоговую и при необходимости в Роскомнадзор. Но с безликими телеграм-каналами, уверена, нужно бороться — для отслеживания контента, публикуемого на большую аудиторию. К любым изменениям будем приспосабливаться и действовать в рамках закона РФ», — заключила она.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

− 1 = 1