Производители предложили способы увеличения брендов Юга на маркетплейсах
Доля отечественных товаров на маркетплейсах остается низкой, и полностью доминирует импортная продукция. Первые меры, направленные на повышение конкурентоспособности отечественных товаров уже принимаются, однако по мнению опрошенных РБК Ростов экспертов, этих усилий пока недостаточно.
Куратор Южного Федерального округа совместного федерального проекта «ОПОРА-СТАРТ» и «WILDBERRIES» Яна Гомжина считает, что повысить долю российских товаров на маркетплейсах возможно через поддержку региональных небольших производителей. Осуществлять это можно через региональные витрины и плашки «Сделано в России/в регионе» на маркетплейсах.
«Большим компаниям легко на маркетплейсах, у них есть деньги. Они средства вложили и быстро их реализовали. Большие инвестиции дают результаты быстрее. А когда «малыши» или ремесленники выходят на площадки, им очень сложно. Они не знают, как подстраиваться под алгоритмы маркетплейсов, как там делать инфографику и заполнять карточки. Соответственно, они приходят на площадки, разочаровываются и все, дальше они там не работают», — сказала Гомжина.
Еще один механизм поддержки со стороны маркетплейсов, уверена руководитель департамента маркетинга бренда DNK RUSSIA Татьяна Грошева, это всевозможные скидки на их услуги для продавцов.
«Для продвижения товаров российских производителей, к примеру, Lamoda, ведет отдельную подборку российских дизайнеров на главной странице. Также эффективным инструментом, который помог многим зайти в этом году на маркетплейсы, стала отмена хранения на складах, и/или ее минимальная стоимость. Это сделали до 1 января 2025 г. Ozon — на все категории одежды и Lamoda — на отдельные группы товаров с определенным оборотом», — объяснила Грошева.
Представительница ростовского бренда отметила, что со стороны маркетплейсов хотелось бы видеть больше промо активностей, выделяющих российских производителей.
«Из негативных моментов, с которыми столкнулись с середины этого года, хочу отметить введение платной приемки товаров на маркетплейсах, особенно это касается Willdberries, куда стало практически невозможно привезти свои товары в центральном и южных регионах», — уточнила Грошева.
Главное, что теоретически должно помогать российским товарам при продвижении на маркетплейсах — это их качество и безопасность для потребителей. Однако эти параметры целиком являются ответственностью производителей, и пока действующая система работы маркетплейсов не способствует повышению качества товаров, а скорее наоборот, считают эксперты.
«Если с целью увеличения прибыли предприниматели начинают использовать некачественные материалы, компоненты, то это приводит к недобросовестной конкуренции на любой платформе, и к нарушению безопасности людей, которые эти товары в итоге получают», — подчеркнул депутат Госдумы РФ от Ростовской области Антон Гетта.
По словам спикера, производители несут ответственность за качество продукции, которую они потом продают на маркетплейсах, в магазинах и по системе государственных закупок. Поэтому он выступает за более тщательную проверку товаров перед продажей, а также их производителей. Также депутат уверен, что в законах необходимо ужесточать нормы, которые бы не позволяли, в принципе, недобросовестным компаниям свою продукцию предлагать и поставлять.
Отметим, что по данным исследования Института развития предпринимательства и экономики (ИРПЭ) доля российской продукции в ассортименте маркетплейсов ниже 50%. Кроме того, в ИРПЭ отмечают, что маркетплейсы пока не стали значимым каналом для продвижения российских товаров за рубежом. Например, доля экспортных товаров на Wildberries составляет менее 4% от общего товарооборота.
Примечательно, что по данным ИРПЭ, ежегодно растет и число жалоб потребителей на хозяйствующие субъекты, которые продают товары (работы, услуги) через Интернет. Более 55% жалоб в Роспотребнадзор связаны именно с деятельностью маркетплейсов.
Андрей Свинцов, депутат Государственной Думы, считает, что главная задача маркетплейсов заключается в их развитии как мощных IT-платформ, продвигающих российский бизнес на зарубежные рынки, а не наоборот импортные товары на российский рынок.