Прирост доходов бюджета от ВСМ оценили в ₽2,7 трлн
Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва — Санкт-Петербург обеспечит прирост ₽2,7 трлн доходов бюджета, подсчитали в Центре экономики инфраструктуры. Он ожидается в период стройки трассы и первые 20 лет ее эксплуатации
Суммарный прирост бюджетных доходов от «всех видов эффектов» в результате запуска ВСМ Москва — Санкт-Петербург составит 2,7 трлн руб. Такую оценку привел президент Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ; делал расчеты для проекта железнодорожной трассы) Владимир Косой в своем выступлении в рамках выставки «Транспорт России», передает корреспондент РБК (круглый стол «Сбера» «ВСМ: Дорога в будущее»).
Такой прирост ожидается в период стройки магистрали и первые 20 лет ее эксплуатации в ценах соответствующих лет, уточняется в презентации Косого. По его словам, долгие годы «противники проекта» ВСМ указывали на его «слабые экономические показатели»: «Это неправда. У нас есть методика № 1512 (методика оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, которые планируются к реализации с привлечением средств федерального бюджета. — РБК), которая используется Министерством экономического развития. Так вот сухие расчеты в рамках этой методики показывают, что это один из самых эффективных инфраструктурных проектов вообще, из всего, что на сегодняшний день лежит на столе». Суммарный рост ВВП, согласно той же методике, достигнет 10,5 трлн руб.
Косой также отметил ожидаемое повышение производительности труда на 5% при реализации трассы. «Поскольку ВСМ позволяет соединить точки, находящиеся на сотнях километрах друг от друга, вот такое соединение дает агломерационный эффект, который приводит к повышению производительности труда», — пояснил эксперт.
Новая магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом должна быть запущена 1 апреля 2028 года, говорится на сайте концессионера проекта «ВСМ Две столицы». Время в пути посредством трассы сократится до 2 часов 15 минут, ее потенциальный пассажиропоток оценивается в 23 млн человек. На момент запуска стоимость билета на высокоскоростной поезд может составлять порядка 8,9 тыс. руб., прогнозировали в Минтрансе. Протяженность ВСМ — 679 км, первые 127 км до Твери планируется запустить в тестовом режиме в 2027 году. Всего на пути следования ВСМ предусмотрено 16 остановок: в том числе в Твери (время в пути из столицы составит 39 минут), на Валдае (1 час 15 минут) и в Новгороде (1 час 41 минута).
Строительство разделено на два участка: основной Санкт-Петербург — Зеленоград (стоимость ветки оценивается в 1,75 трлн руб., она будет профинансирована по концессионной схеме) и «выходы» из Москвы (221,5 млрд руб. за счет инвестпрограммы РЖД). До 2030 года инвестиции в проект строительства магистрали должны составить 1,7 трлн руб, в 2025 году по поручению президента он также получит не менее 300 млрд руб. из Фонда национального благосостояния.
Как в октябре писал «Коммерсантъ», контролирующим акционером АО «УК ВСМ Две столицы» (компании-учредителя концессионера строительства магистрали) может стать ГУП «Московский метрополитен» с уставным капиталом 328,5 млрд руб. Доля в АО — 51,7%, что эквивалентно взносу около 170 млрд руб. Еще на 26,9%, или 88 млрд руб., планируется привлечь РЖД, 15,5%, или 51 млрд руб. придутся на субъекты России. Управляющая компания ЗАО «Лидер» вложит в уставный капитал10 млн руб., или 0,0031%. Дополнительно предлагается привлечь грузоотправителей, среди которых крупнейшие промышленные компании — «Роснефть», НОВАТЭК, ЛУКОЙЛ, «Уралкалий», «Еврохим», «Фосагро», «Евраз», НЛМК, «Северсталь», «Русал», СУЭК, «Сибантрацит», «Кузбассразрезуголь». Их участие в уставном капитале могло бы составить 19 млрд руб., или 5,8%.
В поездах на ВСМ, согласно макету, предусмотрено четыре класса обслуживания, в каждом из них будут свои компоновка, ширина кресел и расстояние между рядами, в составе планируют оборудовать переговорную и купе-сьют. Производить инновационные вагоны будет завод «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме, «дочка» компании «Синара — Транспортные машины». Их спроектируют с учетом климатических особенностей регионов России, эксплуатация будет возможна при температуре от от -40 до +40 градусов. 41 поезд будет передан концессионеру трассы в лизинг на 20 лет Государственной транспортной лизинговой компанией, серия будет полностью завершена в 2030 году.