Президент Южной Кореи избежал импичмента парламентом
Юн Сок Ёль
Парламент Южной Кореи проголосовал за то, чтобы не объявлять импичмент президенту Юн Сок Ёлю, ранее предпринявшему неудачную попытку ввести в стране военное положение. ИСТОЧНИК
За импичмент проголосовали ВПИСАТЬ_ЧИСЛО из 300 членов однопалатного парламента страны, Национального собрания, тогда как была нужна поддержка не менее двух третей депутатов. У шести оппозиционных партий, запустивших процедуру, есть всего 192 мест, поэтому им необходимо было заручиться поддержкой по меньшей мере восьмерых членов правящей партии «Сила народа». Накануне голосования ее лидер Хан Дон Хун заявил, что считает необходимым отстранить президента от должности, поскольку тот может предпринять новые радикальные шаги.
С основания Республики Корея в 1948 году импичмент объявляли всего двум президентам: Но Му Хёну в 2004-м (правда, Конституционный суд отменил решение об импичменте и восстановил его в должности) и Пак Кын Хе в 2016-м.
Поздним вечером 3 декабря Юн Сок Ёль выступил с экстренным обращением к нации, в котором объявил о введении военного положения — впервые с 1980 года. Свой шаг он объяснил действиями «беспринципных просеверокорейских антигосударственных сил», — так консерваторы нередко называют оппозиционную Демократическую партию («Тобуро»), выступающую за нормализацию отношений с КНДР.
Причиной для введения военного положения стали возросшие разногласия между президентом и парламентом, где у «Тобуро» большинство. Ранее Национальное собрание захотело сократить предложенный Юном проект бюджета, а также инициировало процедуру импичмента ряда правительственных чиновников, включая прокуроров, отказавшихся предъявлять обвинения первой леди Ким Кон Хи за манипуляции с ценами на акции Deutsch Motors, автодилера BMW в стране, в период с 2009 по 2012 год.
С введением военного положения в стране запрещена любая политическая деятельность, включая работу парламента и партий. Тем не менее большая часть депутатов приехала в Национальное собрание до того, как туда прибыли военные. Забаррикадировавшись, все 190 присутствовавших депутатов проголосовали за срочную отмену военного положения.
Согласно Конституции президент был обязан подчиниться их воле и уже ранним утром 4 декабря отменил режим. В тот же день Демократическая партия и еще пять более мелких оппозиционных партий запустили процедуру импичмента Юна.
Что будет после голосования в парламенте
Юн останется на своей должности. Впрочем, вероятно, что оппозиция вновь попытается добиться его импичмента.
Если в следующий раз удастся добиться поддержки двух третей депутатов, то Юн лишится своих полномочий, а премьер-министр Южной Кореи Хан Дак Су станет временно исполняющим обязанности президента на период, пока законность импичмента подтверждает Конституционный суд. Решение по делу должно быть вынесено в течение 180 дней с момента его поступления на рассмотрение судом.
Из-за того, что три из девяти судейских позиций сейчас вакантны, для утверждения импичмента Юна понадобится единогласная поддержка всех шести судей. Если хотя бы один выскажется против, то дело будет отклонено, а президента восстановят в должности. В случае одобрения Конституционным судом импичмента Юна в стране будут назначены новые президентские выборы в течение следующих 60 дней.
Есть также вероятность, что президент может добровольно уйти в отставку на фоне растущего общественного недовольства, не дожидаясь повторного голосования в парламенте. Еще до введения военного положения рейтинг его одобрения в стране упал до 17%, а согласно опросу, проведенному после событий в ночь с 3 на 4 декабря, 73,6% корейцев поддерживают его импичмент.
Полиция Южной Кореи начала расследование в отношении Юна по подозрению в государственной измене. Это единственное преступление, на которое не распространяется президентская неприкосновенность. За него предусмотрено наказание вплоть до смертной казни (впрочем, последний раз подобный приговор приводился в силу лишь в 1997 году). После отстранения от должности Юн утратит иммунитет от других уже предъявленных и будущих обвинений, в том числе в злоупотреблении полномочиями.