Политологи оценили результаты выборов главы Башкирии
Радий Хабиров победил в выборах главы Башкирии с 80,21% голосов. Отрыв по числу голосов избирателей от ближайшего конкурента — кандидата от КПРФ Артура Шайнурова — превысил 11 раз. РБК Уфа узнал у экспертов, что помогло Хабирову переизбраться на второй срок.
100%-я гарантия победы
Политолог Константин Калачев в разговоре с РБК Уфа отметил, что во всех регионах, где проходили губернаторские выборы, главы были переизбраны, и на это повлияли одни и те же факторы.
«Отсутствие реальной альтернативы, эффект сплочения вокруг флага, референдумный характер выборов, готовность поддержать действующую власть в условиях турбулентности, запрос на стабильность, достаточно высокий уровень социального самочувствия при низком уровне протестных настроений. Это повсеместно. И я бы сказал, поддержка президента как ключевой фактор. Кто же будет голосовать против человека, которого поддержал Владимир Путин? Фактор консолидации общества надо принимать во внимание», — говорит он.
По словам Калачева, оппозиционные партии и кандидаты в ходе нынешних кампаний фактически подыгрывают действующим главам регионов, создавая благоприятный фон.
«Понимаете, сейчас откровенно непопулярных глав не осталось. Администрация президента всегда держит руку на пульсе, все проблемы решаются задолго до выборов. Да, если человек принципиально не избираем, то на выборы он и не выйдет. Найдется, кем его заменить. Плюс к тому понятно, что самые мрачные ожидания, которые были пару лет назад, не сбылись. Уровень безработицы на сегодняшний день на минимуме, доходы населения даже растут, инфляция в пределах допустимой, программы благоустройства продолжаются. Страна живет прежней в общем-то жизнью, даже несмотря на СВО. А тут еще и фактор СВО, который заставляет людей сплачиваться вокруг власти», — сказал он.
Константин Калачев назвал Хабирова эффективным и успешным главой региона. Несмотря на ряд локальных проблем за годы управления республикой, ему есть о чем отчитаться, и гарантия его переизбрания была стопроцентной, отметил политолог.
«Люди просто оценили результаты»
Научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев также подчеркнул, что в 2024 году избирательные кампании в регионах отличались большей степенью консолидации.
«Люди в большей степени воспринимали федеральные вопросы, политические, и поэтому те, кто вчера вообще не пришел бы, сегодня пришел и проголосовал за власть. Люди ждут от руководителя региона успехов в области хозяйства, социальной сферы, уровня жизни. Это и помогло. Понятно, что достигаются эти результаты благодаря и организованной работе аппарата, и взаимодействию с бизнесом, и личным качествам. Чтобы все это делать, нужно это делать уметь. Все это у Хабирова есть: большой опыт, большие знания, немалый талант администратора. Люди просто оценили результаты всего этого. Они просто посмотрели вокруг и поняли, что жить им стало лучше, чем было до этого. И решили продолжать в том же направлении», — говорит Журавлев.
Тренды избирательных кампаний на губернаторских выборах
Сейчас традиционные методы политической агитации и пиара, такие как наружная реклама, рекламные ролики и плакаты, снизили свою эффективность, отметил старший преподаватель кафедры политологии и связей с общественностью УУНиТ, политолог Арсен Шаяхметов. В условиях постоянного цифрового пространства, которое окружает избирателя, выбор делается в пользу кандидата, который имеет за плечами уже сформированный репутационный капитал и реальный бэкграунд — такой политик рассматривается как ресурсный кандидат.
«В этой связи Радий Хабиров сильно контрастировал с остальными кандидатами, которые на территории региона либо слабо узнаваемы широкому избирателю, либо активность партий, которые они представляют, не оказывает существенного влияния на уровень жизни общества. На сегодня даже партии, входящие в Государственную Думу и Госсобрание не склонны проявлять политическую активность и отстаивать интересы жителей на местах так, чтобы стать ресурсными субъектами региональной политики. От того глубинный избиратель и голосует инерционно за того, у кого власть сейчас, иначе неприятно оказываться в числе проигравших. Представители остальных партий показали схожий процент с тем, который сами партии набирали при прохождении в парламент, потому мы можем говорить о том, что голосование за них носило скорее инерционный характер», — сказал эксперт.
По словам Шаяхметова, в этом году в региональных кампаниях наблюдались тренды, которые отмечались на федеральном уровне. В голосовании принимали участие кандидаты от парламентских партий, самовыдвиженцев и представителей непарламентских партий практически не наблюдалось. Сами кампании проходили с агитационной точки зрения тихо и бесконфликтно — поддержанные президентом страны кандидаты позиционировались как реализаторы президентского курса, а оппозиция ему в современных условиях рассматривается как вызов всей политической системе.
Маркер политической стабильности
Политолог, эксперт КГ «Полилог» Александр Хазариди в разговоре с РБК Уфа также отметил, что результаты выборов главы Башкирии практически идентично повторяют результаты кампании 2019 года.
«Даже явка была примерно на том же уровне — 72%, а за Радия Хабирова голоса отдали более 82% избирателей. Это явные маркеры политической и социально-экономической стабильности в республике. Единственное отличие от прошлой кампании — количество кандидатов в бюллетене. Пять лет назад их было восемь. Помимо представителей "Единой России", КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России", участвовали в гонке еще четыре кандидата от непарламентских партий, включая представителя "Яблока". К слову, тогда они квартетом в сумме набрали меньше 6%. В этом же году количество кандидатов сократилось до пяти, что в целом соответствует федеральным трендам. Результаты оппонентов Хабирова также находятся в русле общероссийской социологии от ФОМ и ВЦИОМ, которые еженедельно публикуют рейтинги партий. За второе место борются КПРФ и ЛДПР, попеременно сменяя друг друга в борьбе за "серебро", 4-5-е места — за СРЗП и "Новыми людьми". В Башкирии мы видим абсолютно идентичную картину, где коммунист, занявший второе место, всего на 2% обошел либерал-демократа. А за четвертое место боролись эсер и новолюд», — говорит Хазариди.