«Политехнический музей: создавая настоящее»: что смотреть на выставке
Экспозиция выставки «Политехнический музей: создавая настоящее» © ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Совместный проект московского Политехнического музея и петербургского «Манежа» под научным кураторством Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» идет до 9 февраля
Пока в Москве с нетерпением ждут открытия Политехнического музея после затянувшейся реставрации, жители и поклонники Петербурга могут познакомиться с коллекцией в «Манеже» на масштабной выставке «Политехнический музей: создавая настоящее». В экспозиции собраны памятники науки и техники, которые хранились в запасниках и не демонстрировались несколько десятилетий или только недавно поступили в фонды музея. Выставка разными способами отдает дань российской научной и инженерной школам, подчеркивая их роль в развитии мирового технического прогресса. Она состоит из восьми разделов: «Ресурсы», «Движение», «Энергия», «Информация», «Окружение», «Полет», «Жизнь» и «Природоподобие» — в которых собраны самые разные экспонаты: от модели атомного ледокола до современного биопротеза, от робота «Cепульки» до лунного скафандра.
1 из 6 Экспозиция выставки «Политехнический музей: создавая настоящее» © пресс-служба Экспозиция выставки «Политехнический музей: создавая настоящее» © пресс-служба Экспозиция выставки «Политехнический музей: создавая настоящее» © пресс-служба Экспозиция выставки «Политехнический музей: создавая настоящее» © пресс-служба Экспозиция выставки «Политехнический музей: создавая настоящее» © пресс-служба Экспозиция выставки «Политехнический музей: создавая настоящее» © пресс-служба
Инсталляция «Колесо прогресса»
Огромная кинетическая инсталляция встречает посетителей в самом начале выставки. «Колесо прогресса» находится в постоянном движении и символизирует собой безудержную энергию научно-технического развития, которое, не останавливаясь ни на секунду, меняет все сферы нашей жизни. Это работа Андрея Чернихова, художника и архитектора, внука известнейшего художника-графика, «архитектора будущего» Якова Чернихова, чьими «архитектурными фантазиями» и вдохновлялся Андрей при создании инсталляции. В ее звуковом оформлении использована симфоническая пьеса Александра Мосолова «Завод» 1929 года, дополненная индустриальными шумовыми эффектами.
1 из 2 Инсталляция «Колесо прогресса» © пресс-служба «Архитектурные фантазии» Якова Чернихова © пресс-служба
Лунный скафандр «Кречет»
На Луне суровые погодные условия: температура колеблется от −130 до +160 градусов. В этом скафандре, созданном в 1969 году на подмосковном машиностроительном заводе № 918, человек может находиться и работать на лунной поверхности десять часов подряд и пройти 5 км. На спине — дверь, открыв которую космонавт может буквально зайти в скафандр, а внутри — рычаг, который ее закрывает. На дверце располагались самые важные элементы, которые обеспечивали внутреннюю температуру и состав атмосферы. Этим советский скафандр принципиально отличался от американского, у которого система жизнеобеспечения находилась снаружи, в негерметичном ранце, и для того, чтобы облачиться в такой скафандр, было необходимо как минимум два астронавта, в то время как «Кречет» позволял бороздить космос в одиночку, так как в советском лунном корабле место было только для одного космонавта.
1 из 2 Лунный скафандр «Кречет» © пресс-служба Лунный скафандр «Кречет» © пресс-служба
Высокий велосипед (ordinary) типа «Паук»
Английские велосипеды-пауки, ставшие символом Викторианской эпохи, были очень распространены в XIX веке. Они отличаются от привычного нам велосипеда тем, что, во-первых, у них нет цепи, и крутить педали нужно прямо на ведущем колесе, а во-вторых, нет свободного хода — педали движутся вместе с колесами. Чтобы забраться на высоко расположенное сиденье, использовали специальную подножку. Упасть с высоты было довольно неприятно, поэтому эту модель личного транспорта достаточно быстро сменили более безопасные варианты, но отдельные вело-энтузиасты катаются на таких «пауках» и сегодня.
1 из 3 Высокий велосипед (ordinary) типа «Паук» © пресс-служба Высокий велосипед (ordinary) типа «Паук» © пресс-служба Высокий велосипед (ordinary) типа «Паук» © пресс-служба
Механическая передающая телевизионная камера
До появления этой камеры использовали киноаппараты, которые работали по принципу «бегущего луча». На того, кто находился в кадре, лился световой поток из объектива, а фотодатчики по бокам улавливали отраженный свет. Для работы нужна была абсолютная темнота — и если артистам нужно было, например, танцевать, то это было не так уж просто. Новая камера, которая появилась в 1934 году, тоже имела недостатки. Из-за очень сильного фотоусиления небольшая капля пота на лице могла превратиться в огромную. Чтобы избежать такого эффекта артистам красили лицо в зеленый цвет.
Механическая передающая телевизионная камера © ПРЕСС-СЛУЖБА РБКЛамповый консольный телевизор ТК-1 черно-белого изображения
В мире сохранилось всего 2 экз. этого «элитного» лампового телевизора, и оба хранятся в Политехническом музее. Модель, которую показывают на выставке, стояла в Московском Кремле, другие распространялись среди первых лиц государства. Экран такого телевизора был направлен вверх, и для того, чтобы сидящие перед ТК-1 зрители могли видеть изображение, на крышке было установлено зеркало. Настройка такого аппарата была непростым делом — на корпусе находятся 14 специальных ручек.
Механическая передающая телевизионная камера и ламповый консольный телевизор ТК-1 черно-белого изображения © ПРЕСС-СЛУЖБА РБКПерсональный компьютер «Агат»
1984 — не только название романа Оруэлла, но и год, когда было запущено серийное производство первого советского персонального компьютера. На «Агате» можно было писать программы, работать с текстами и таблицами, строить графики, просматривать изображения и играть в игры, которых было более 200.
Персональный компьютер «Агат» © ПРЕСС-СЛУЖБА РБКМакет дома-мастерской Мельникова
Известный на весь мир шедевр советского авангарда и любимый москвичами дом в Кривоарбатском переулке добрался до Петербурга в виде макета. Это знаковая и, наверное, самая известная работа архитектора Константина Мельникова. Одноквартирный дом-цилиндр был построен в 1929 году до запрета частного строительства в Москве. В прессе о нем отзывались неоднозначно, даже используя выражение «беспринципный эксперимент». Макет позволяет увидеть не только фасадную часть с окнами-шестиугольниками, но и внутреннюю мембранную конструкцию междуэтажного перекрытия.
1 из 2 Макет дома-мастерской Мельникова © пресс-служба Макет дома-мастерской Мельникова © пресс-служба
«РБК Визионеры» х сообщество Noôdome: как прошел показ фильма «Мельников»