«Похищение из сераля» Моцарта организовали в Нижнем Новгороде
Мария БабаловаСегодня Нижегородский оперный театр, один из самых активно меняющихся в России, и оттого заслуженно приковывающий к себе внимание. За пару лет, что у его руля стоит новый тандем руководителей — худрук Алексей Трифонов и главный дирижер Дмитрий Синьковский количество и качество премьер выросло в разы. И на фоне столь же увеличившегося внутреннего туризма уже не сложно встретить людей, специально отправляющихся в Нижний на оперную премьеру. При этом нельзя сказать, что театр заигрывает с публикой, делая ставку исключительно на заезженные шлягеры. Вот и «Похищение из сераля» никак не отнести к репертуарным хитам.Единорог и Дева — одни из обитателей райского (немного мультяшного) острова-сада, созданного постановщиками. / Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина
За постановку оперы отвечал столичный десант, наиболее известный своими работами в театре «Новая Опера» — режиссер Екатерина Одегова и сценограф Этель Иошпа при поддержке драматурга Михаила Мугинштейна, а всем происходящим на сцене и оркестром La Voce Strumentale руководил Дмитрий Синьковский.
Оперу «Похищение из сераля» Моцарт написал на либретто Готлиба Штефани, основанном на пьесе Кристофа Фридриха Бретцнера, в стиле зингшпиля («пьесы с пением»). Мировая премьера состоялась в июле 1782 года на сцене венского «Бургтеатра». В тот момент император Иосиф II был увлечен идеей развития немецкой национальной оперы, а, следовательно, создание именно зингшпиля, можно считать, было задачей государственной важности. И премьеру приняли восторженно. Она стала первым значимым успехом нового этапа моцартовского творчества: композитор оставил службу при дворе архиепископа Зальцбургского, переехал в имперскую столицу, влюбился в певицу Констанцию Вебер, ставшую летом того же года его женой. Но создав почти десятью годами позже свой великий зингшпиль — «Волшебную флейту», Моцарт сам затмил свой «Сераль», на премьере которого в Вене побывал даже будущий русский император Павел I с супругой. А вот император Иосиф II после представления, по преданию, журил композитора, заметив: «Слишком много нот, дорогой Моцарт!».
И будто вняв наущениям императора Священной Римской империи, авторы спектакля многое из моцартовской партитуры пустили под нож: кардинально сокращена разговорная часть оперы — ключевая роль паши Селима, на которую, как правило, приглашаются звездные актеры драматического театра или кино, здесь сведена до крошечного монолога в записи, а хор и вовсе исчез. Так фактически испарилась и одна из основных тем оперы, что крайне актуальна и сегодня — красивое, неизбежное, но иногда такое болезненное соседство западного и восточного, ведь по первоисточнику история спасения европейских пленниц из гарема паши разворачивается в османской Турции.
Но все эти контексты постановщикам явно неинтересны. Создавая атмосферу райского (немного мультяшного) острова-сада, они жестко, с феминистских позиций препарируют природу любви: сексуальности и ревности, свободы и верности. Змей-искуситель, Единорог и Дева, райские яблочки, бабочки, рыбки, виноград и сделанное из него вино — весь необходимый антураж наличествует. И картина нравоучительной игры с элементами мистики перед вами.
В основе оперы лежит приключенческий сюжет двух пар влюбленных: Бельмонт и Констанца (Сергей Годин / Борис Степанов и Надежда Павлова / Диляра Идрисова) — высокородные, а Педрильо и Блондхен (Владимир Куклев / Дмитрий Белянский и Галина Круч / Ирина Котова) — из простолюдинов. Но парни объединяются, чтобы вызволить возлюбленных из дворцового плена, как выясняется в итоге, вполне великодушных паши Селима и смотрителя его садов Осмина (Гарри Агаджанян и Максим Орлов).
Надо признать, что в прекрасном, но, по сути, камерном зале «Пакгаузы на Стрелке», построенном к недавнему 800-летию Нижнего Новгорода на знаменитом мысе, где встречаются Волга и Ока, артистам и музыке Моцарта, к сожалению, тесновато. Ради оркестра даже снято несколько рядов партера, отчего достать билет на премьеру еще труднее, а несмотря на все просвещенные усилия Дмитрия Синьковского достичь верного звукового баланса практически невозможно. Очевидно, что театр в первоочередном порядке нуждается в новой современной основной площадке, ибо Народный дом, где он сейчас базируется, физически и морально устарел…
Постановщики жестко, с феминистских позиций препарируют природу любви
При этом моцартовская партитура беспощадно требует от солистов невероятной вокальной изощренности. «Похищение из сераля» — галерея архитрудных певческих партий. А почти каждая фраза Констанцы и вовсе находится за пределами человеческих возможностей: взять хоть арию из первого действия Ach, ich liebe, war so glcklich или из второго — Martern aller Arten, почти десятиминутная вереница крайне экспрессивных и сложнейших фиоритур. И абсолютно феноменальная Надежда Павлова, как райская птица, поет завораживающе легко и красиво, и, как настоящая женщина, демонстрирует traurigheit — обжигающий эротичный жар. Публика расходится ошеломленной…
А уже совсем скоро в «Пакгаузах» появится итальянский Моцарт — новый сезон Нижегородский театр начнет премьерой Cos fan tutte — «Так поступают все».
Российская газета — Столичный выпуск: №53(9295)
Источник