Петушенко: Рекордный трафик на новой трассе М-12 отмечен в предновогодние дни
Евгений Гайва,Валерия ЛобкоЗапущенная на семь месяцев раньше запланированных сроков трасса М-12 «Восток», которая соединяет Москву и Казань, уже пользуется повышенным спросом. Об этом сообщил председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко в интервью «Российской газете».Пресс-служба ГК «Автодор»
Он также отметил, что в предновогодние дни на трассе была отмечена пиковая загрузка.
В этом году планируется продолжить работы на участке трассы до Екатеринбурга, полностью открыть движение по обходу Твери на трассе М-11 «Нева» и развивать главную трассу М-4 «Дон», ведущую на юг.
Вячеслав Петрович, в прошлом году открыли движение по М-12. Насколько востребована трасса?
Вячеслав Петушенко: Рекордный трафик с момента, когда Президент России Владимир Владимирович Путин дал старт движению по всей М-12 «Восток» от Москвы до Казани, был зафиксирован в преддверии новогодних праздников.
30 декабря 2023 года автомобилисты совершили более 91 тысячи поездок по всей протяженности новой трассы. В целом же только за новогодние каникулы автомобилисты проехали по М-12 почти 740 тысяч раз.
Дорога живет и уже приносит мультипликативный эффект. Рост спроса на путешествия во Владимир, Муром, Арзамас, Казань дал импульс развитию различных сфер бизнеса, созданию рабочих мест, в том числе и в сфере туристического, придорожного сервиса.
На маршруте Санкт-Петербург — Казань в рамках развития МФЗ по состоянию на 2023 год создано более 4,9 тысячи рабочих мест. К 2030 году эта цифра увеличится более чем в 1,8 раза до 9,2 тысячи рабочих мест.
Еще на этапе проектирования трассы говорили о ее влиянии на экономику регионов. Прогнозы подтвердились?
Вячеслав Петушенко: Кумулятивный эффект увеличения турпотока составляет 114 млрд руб. и 5-7 тыс. новых рабочих мест. Увеличение пропускной способности на территории Центрального и Приволжского Федерального округа за счет открытия движения по М-12 от Москвы до Казани, повышение скорости движения автомобильного транспорта, улучшение безопасности и качества автомобильных поездок влечет увеличение туристического потока.
Логистические компании организуют свои центры, ориентируясь на открытие движения по М-12. Строительные компании в регионах готовы возводить современные жилые комплексы. В регионах прохождения дороги большой градостроительный потенциал.
Трассу построили с опережением графика. За счет чего удалось добиться такого результата?
Вячеслав Петушенко: На семь месяцев раньше срока было открыто движение по М-12 «Восток». Строили федеральную трассу рекордными темпами. Это стало возможным благодаря поддержке руководства страны, профессиональной и слаженной работе строителей, и всех, кто принимал участие в реализации проекта: сетевые компании, субъекты, по территории которых проходит М-12.
Последние оказывали содействие при освобождении территории под строительство. Сетевые компании участвовали в переустройстве коммуникаций. Было переустроено более тысячи сетей.
Благодаря стабильному финансированию проекта в сжатые сроки построено более 800 км дороги первой технической категории, возведено более 300 искусственных сооружений, в том числе 88 мостов, 21 переход для животных.
Дорожники работали круглосуточно, что позволило уже в конце 2023 года открыть движение от Москвы до Казани. У автомобилистов появилась возможность проехать без светофоров и пересечений в одном уровне с другими дорогами от Москвы до Казани. Сократилось время в пути до Владимира, до Мурома, до Арзамаса, туристы осваивают новые маршруты.
Принято также решение о продлении трассы до Екатеринбурга. В сентябре 2022 года Президентом РФ согласован международный транспортный маршрут «Россия» для развития дорожной инфраструктуры от Санкт-Петербурга до Владивостока. Какой эффект даст реализация этого проекта?
Вячеслав Петушенко: Расчеты были сделаны в рамках подготовки проекта. Среднегодовой прирост ВПП от создания данной дороги прогнозируется в 58 млрд руб. Общий вклад реализации проекта в ВВП Российской Федерации оценивается в 1 618 млрд руб.
Совокупный прирост бюджетных доходов от реализации Проекта оценивается на уровне 297 млрд руб.
Значительное увеличение скоростного режима на маршруте позволит обеспечить высокие показатели сокращения времени в пути на маршрутах: Казань — Екатеринбург, Санкт-Петербург — Екатеринбург.
Кумулятивный эффект выражается в объединении по кратчайшему расстоянию трех крупнейших агломераций: Казань, Уфа, Екатеринбург, с потенциалом развития в направлении Юга России, что позволит подключить Самарскую агломерацию к создаваемой скоростной сети Урала и Приволжья.
Годовой грузопоток прогнозируется до 5 млн тонн, в совокупности от Москвы до Екатеринбурга порядка 23 млн тонн в год. Суммарный пассажиропоток на 2030 год составит порядка 3,1 млн человек.
Какие новые участки, которые строит Автодор, войдут в проект в этом году?
Вячеслав Петушенко: Участок М-7 «Волга» от Казани до Екатеринбурга стал частью М-12. Такое решение было принято Правительством РФ. Реконструкция и новое строительство ведутся в рамках поручения Президента о продлении дороги М-12 до Екатеринбурга. Реконструкцией занимается Федеральное дорожное агентство. Государственной компанией реализуется проект строительства на участке Дюртюли — Ачит, протяженностью 275 км. Он проходит по территории Республики Башкортостан (140 км), Пермскому краю (92 км) и Свердловской области (43 км). К концу этого года должны открыть движение по этому участку. Сейчас основной упор делается на возведение искусственных сооружений.
На ПМЭФ летом прошлого года вы анонсировали открытие движения по обходу Твери на М-11 «Нева». Уже определили дату?
Вячеслав Петушенко: В конце прошлого года открыли движение по первому пусковому комплексу обхода, по 33,8 км от села Медное до Бежецкого шоссе. Полностью открыть движение планируем 17 июля. Открытие данного участка даст импульс развития Тверской области.
Для автомобилистов открытие движения по обходу Твери, протяжённостью 62,4 км означает возможность проезда от Санкт-Петербурга до Казани, в конце года и до Екатеринбурга без светофоров и пересечений в одном уровне. Это значительно сэкономит время в пути. Позволит снизить выбросы, улучшить экологическую обстановку в регионах, где транзитные транспортные потоки, уйдут из населенных пунктов.
Кстати, сколько в совокупности автомобилей проехало по М-11 с момента ее запуска?
Вячеслав Петушенко: Глава государства дал старт движению по трассе в конце ноября 2019 года. С декабря 2019 года по январь 2024 года на М-11 зафиксировано более 83 млн проездов транспортных средств по различным маршрутам.
Планируете дальше развивать М-11?
Вячеслав Петушенко: У нас есть готовый проект по возведению Пулковской развязки на 594 км М-11 «Нева». Ее строительство обеспечит связь М-11 с воздушной гаванью северной столицы. Разгрузить другие подъезды к аэропорту.
В первом квартале этого года ожидаем выхода из Главгосэкспертизы РФ проекта строительства развязки на 594 км М-11, на пересечении с региональной дорогой 41А-004 «Павлово — Мга — Шапки -Любань — Оредеж — Луга». Она позволит перераспределить транспортные потоки в направлении Луги, Пскова.
Обеспечить дополнительную транспортную доступность, более коротких маршрут через съезд на М-10 «Россия», а далее по дороге 49-К05 «Зуево — Новая Ладога» до таких городов как Кириши, Волхов, Лодейное Поле, Петрозаводск и Мурманск. Сократиться пробег, в том числе до таких городов как Любань, Зуево.
Кроме М-11 и М-12 в маршрут «Россия» входит Центральная кольцевая автомобильная дорога. Со стороны автомобилистов были просьбы убрать светофоры, пересечение в одном уровне с железной дорогой на участке дороги в Малых Вяземах. Работа идет?
Вячеслав Петушенко: Работы по строительству обхода Малых Вязем в рамках поручений главы государства активно ведутся. В этом году планируем открыть движение. Общая протяжённость обхода чуть более 4 километров, на участке будет четыре полосы движения — по две в каждом направлении. Строители возведут три транспортные развязки — на пересечении с Петровским шоссе, Ямской улицей и рядом с Голицынской птицефабрикой. Кроме этого, работаем над проектированием развязок на пересечении ЦКАД с Дмитровским, Фряновским и Щелковским шоссе.
В последние годы шло активное развитие М-4 «Дон» как главной дороги на юг. Что сделано, что планируется?
Вячеслав Петушенко: За последние 14 лет практически все участки дороги М-4 «Дон» от Москвы до Краснодара либо благоустроены, либо реконструированы, либо построены обходы населенных пунктов. С 2010 года открыто движение по 9 обходам населенных пунктов.
В прошлом году открыто движение по новому участку в Ростовской области — обходу Аксая, в Краснодаре по Дальнему западному обходу Краснодара. Время в пути к Черноморскому побережью значительно сократилось, позволило вывести транзитный трафик из населенных пунктов, улучшилась экологическая обстановка в городах.
В этом году планируем завершить работы на участке км 777 — км 933. Но есть еще над чем работать. На Черноморском побережье в 2024 году дорожники приступают к реализации проекта «Обход Адлера». Он позволит вывести транзит из города и сократить время в пути. Пока весь трафик идет через город, через улицу Ленина (центральная магистраль Адлера).
Госкомпания участвует в восстановлении дорог в новых субъектах. Сколько дорог уже привели в порядок?
Вячеслав Петушенко: В этом году дорожники восстановят более 640 км автомобильных дорог в новых субъектах России. А всего за 2022-2024 годы будет выполнен капитальный ремонт более двух тысяч километров дорог. Большая часть из них не знала ремонта с советских времен. Дорожники не только проводят капитальный ремонт дорог, а также по собственной инициативе восстанавливают памятные места вдоль трасс, которые посвящены воинам Великой Отечественной войны.
В феврале этого года состоялась церемония открытия движения по новой развязке на М-3 «Украина» в Калужской области. Какие планы по дальнейшему развитию этой дороги?
Вячеслав Петушенко: От Малоярославца до Калуги автомобилисты уже едут без пробок. Обеспечен подъезд к калужскому индустриальному парку «Росва». В этом году приступили к реконструкции с 65 по 124 км М-3. После окончания работ от Москвы до Калуги, через Обнинск, Балабаново и Наро-Фоминска будет обеспечен безопасный скоростной проезд по М-3 «Украина».
На М-1 «Беларусь» участок в ближайшем Подмосковье расширен до 6 полос и стал скоростным. На этом не остановитесь?
Вячеслав Петушенко: На М-1 «Беларусь» связывает Москву с Минском. В последние годы реконструирован участок трассы М-1 с 45-го км по 66-й км в Одинцовском округе. На 59 км возведена развязка, которая обеспечивает подъезд к парку «Патриот». Учитывая интенсивность трафика, в планах реконструкция 21,9 километров дороги с 66 по 86 км до А-108 «Московское большое кольцо» со строительством транспортных развязок на 83 км и 86 км в границах Московской области.