Новый подход: как изменился контроль за предпринимательской деятельностью
Малый и средний бизнес Что сегодня меняется в системе административного контроля бизнеса, рассказала первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Марина Блудян Марина Блудян
— Зачем вообще государство взялось менять подход к контролю за предпринимательской деятельностью?
— Это умная реформа — технологичная, цифровая, современная, 5D, поскольку мы решаем проблему сразу с нескольких сторон. Она соответствует целям и задачам нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».
Понадобилась она потому, что системы государственного надзора и контроля за соблюдением обязательных требований давно превратились в помеху для бизнеса. Раньше нормативно-правовая база этих требований была предельно размыта. Нельзя было открыть единый свод правил и понять, что делаешь не так. При этом надзору и контролю сегодня подвластны сразу 44 сферы деятельности (было 48, четыре мы уже убрали), в каждой из которых есть свое законодательное поле — постановления правительства, приказы профильных министерств, отраслевые, межотраслевые и межгосударственные стандарты и т.д. И каждое ведомство-регулятор творило что-то свое. Часто требования пересекались, нередко были взаимоисключающими.
— Можете привести самые характерные примеры?
— Есть требование МВД для зданий, которые посещает много людей: на окнах первых этажей должны быть решетки. Это и антикриминальная, и антитеррористическая мера. Одновременно есть четкое указание МЧС, что таких решеток на первых этажах тех же театров и музеев быть не должно. Ведь окна — это еще и дополнительные эвакуационные выходы в случае пожара. До недавних пор получалось следующее: есть решетка — штраф от МЧС, нет ее — штраф от МВД. Проще говоря, бизнес часто был виноват уже по факту своего существования.
Другой наглядный пример — пересечение требований Ростехнадзора, Росприроднадзора и Роспотребнадзора. Первый следит за безопасностью оборудования, второе ведомство — за сохранностью окружающей среды, третье — за благополучием человека. И если по предельно допустимому шуму на предприятии у Ростехнадзора один норматив, то у Роспотребнадзора совершенно иной. И все эти нормы — в отношении одного и того же шумящего оборудования.
Таких примеров масса, многие коллизии мы с предпринимательским сообществом и заинтересованными чиновниками распутывали годами.
— Причем здесь цифровые технологии и не проще ли было в рамках реформы привести отраслевое законодательство в соответствие друг с другом?
— Для начала понадобилась так называемая регуляторная гильотина, позволившая выстроить более-менее стройную систему требований. Большая удача, что с самого начала в процесс включились два технократа — премьер-министр Михаил Мишустин и глава аппарата правительства России Дмитрий Григоренко. Оба убеждены, что «цифра» может изменить жизнь к лучшему. И без цифровых технологий, инструментов искусственного интеллекта, мы бы со всем этим массивом требований просто не справились! Ведь только за последние десятилетия появилось столько требований, о которых не знали не только предприниматели, но зачастую и сами контролеры.
Или знали, но держали их как джокер в рукаве. Например, вы в курсе, что буквально в каждом офисе должно было быть специальное помещение под названием «Шваберная»?! В нем следовало хранить швабры, причем каждая должна предназначаться для уборки какого-то конкретного помещения — кабинета, туалета, кладовки, холла, а все такие швабры должны быть подписаны непременно масляной краской. В офисах и у клининговых компаний давно в арсенале моющие пылесосы, но требование о шваберной никто не отменял. Нет ее у вас в офисе? Заплатите штраф!
На текущем этапе реализации нашей реформы именно цифровые технологии помогли обнаруживать в нормативной базе подобные — зачастую устаревшие и даже маразматические — требования и оперативно избавляться от них. Правительство уже отменило почти 30 тыс. документов, а любой из них может содержать 10-50-300 требований.
Другой задачей реформы было не допустить появления новых требований. Запросто могло получиться, что мы отменяем 25 тыс. морально устаревших нормативов, а на их месте появляется 50 тыс. новых.
— На чем реформа базируется сейчас, только ли на технологиях?
— Мы в 2020 году заложили фундамент из двух федеральных законов — «Об обязательных требованиях в РФ» и «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Если объяснять предельно простым языком — эти законы говорят: ни одно требование не может произвольно взяться из чьей-то головы, оно должно быть обосновано научно, статистически и аналитически. Плюс к этому должно прилагаться обоснование, сколько исполнение такого требования будет стоить экономике страны.
Второй постулат: требования не могут падать на голову предпринимателя с неба. Сейчас у нас они вступают в силу или с 1 сентября, или с 1 марта. Законодатель таким образом дал бизнесу возможность подготовиться к нововведениям.
Третья важная норма, моя любимая: любое требование должно раз в шесть лет пересматриваться. По каждому нормативу накапливается статистика, аналитика, иногда года через три после вступления в силу выясняется, что требование избыточное или вовсе никому не нужное. Уже есть практика по отмене отдельных требований, когда выяснялось, что они не приносят никакой пользы.
— Почему вы особенно выделяете последнюю норму?
— Оно сделало бесполезным усилия ряда не в меру сообразительных бизнесменов. Вы, к примеру, знаете, что каждое компьютерное место в офисе или на предприятии должно было быть оборудовано подставкой для ног? И действовало правило, что такая подставка должна быть определенной длины, ширины и высоты, дощечки этой подставки должны крепиться под строго определенным углом, верхняя поверхность обязательно шершавая и т.п.?! Таких подставок не было нигде в мире. Их нельзя было купить — только сделать самостоятельно. Стали разбираться и выяснилось: одна компания собиралась поставить на поток производство этих поставок, пролоббировала принятие норматива. А потом у нее просто поменялись планы, требование при этом осталось и за его несоблюдение могли прийти и оштрафовать. Об этих поставках толком никто не знал, даже первые лица Роспотребнадзора. И, разумеется, даже они такой норматив не соблюдали.
Теперь же деятельность подобных лоббистов стала бессмысленной. Ты продвинул введение новой нормы, потратил деньги, начал на себя работать, а через три года требование отменяется как чрезмерное, и твоя продукция уже никому не нужна.
— На чем в результате реформы сегодня базируются процедуры государственного контроля и надзора?
— Если какого-то требования к предпринимателю нет в созданном нами едином цифровом реестре нормативов, а к бизнесмену пришел кто-то в форме контролера и что-то предъявляет, это незаконно и такая проверка отменяется. Причем не только в части отсутствующих требований, а вообще. Цифровой реестр позволяет при помощи единого ресурса посмотреть и убедиться, что могут предпринимателю предъявить, а что нет.
Реформа, в фундаменте которой оказались два федеральных закона, преобразовала и саму систему контроля. Если раньше ее эффективность оценивалась по количеству проведенных проверок и суммам собранных штрафов, то теперь подсчитывается эффективность контрольно-надзорных органов.
Реализован рискориентированный подход. Проще говоря, если у тебя кто-то отравился или случился пожар, значит, контроль работает плохо. А если ничего не случилось, все хорошо. Разумеется, при этом совсем не учитывать человеческий фактор также нельзя.
На поверхности сегодня лежит и процедура назначения проверки, они теперь осуществляются только по согласованию с прокуратурой. Подаются планы проверок, объясняются причины, а прокуратура согласовывает каждую проверку или отказывает в ней.
Примерно то же самое и с разрешительной деятельностью, вся она сегодня обезличена. Раньше ты не мог получить никакую бумажку, пока не пройдешь платные аттестацию, аккредитацию, аудит и т.д. Теперь все эти лакомые куски из ртов вынуты, все через цифру. Там есть возможность отследить движение заявления и работу по нему, установлены жесткие сроки на ответы. И если в отведенное законом время проверяющий или контролирующий не уложился, тут же есть возможность данную историю обжаловать в досудебном порядке.
Имеется единая электронная база таких жалоб. Наиболее частные поводы для обращений бизнеса — неправильно проводимые проверки, избыточные требования проверяющих, применение контролерами несуществующих или уже отмененных требований. По статистике, почти 70% жалоб на такие проверки сегодня удовлетворяются в пользу предпринимателя.
— Есть предприятия малого бизнеса, например автомойки, где компьютеров с доступом к таким базам нет вообще. Им что делать?
— Это так, и всю деятельность, скажем, оформление и выдачу чеков предприятие проводит через обычный смартфон. Таким предпринимателям следует помнить, что у нас есть большие бизнес-сообщества, исправно функционирует аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте России, есть центры «Мой бизнес». Все эти институты оказывают малому и среднему бизнесу помощь в подаче жалоб на проверки. Кто не может разобраться с компьютером — приходите.
При желании вы всегда найдете как обжаловать неправомерные действия по надзору и контролю. И если вы этого не делаете, значит, просто не хотите.