Мнение: рынок торговой недвижимости Ростова близок к насыщению
Наумов: рынок торговой недвижимости Ростова близок к насыщению
В отличие от других городов-миллионников рынок торговой недвижимости Ростова-на-Дону не перенасыщен. В торговые центры (ТЦ) заходят новые бренды, прежние — открываются в новых концепциях и увеличивают площади магазинов. Об этом РБК Ростов рассказал управляющий ТРК «Мегамаг» Евгений Наумов.
По его словам, на данный момент рынок торговой недвижимости близок к насыщению. При этом качественным торгово-развлекательным центрам (ТРЦ) с хорошим местоположением и профессиональной концепцией проблемы практически не грозят. О них ранее писал «Коммерсантъ». Речь шла о том, что порядка 200 торговых центров в России в 2025 г. могут обанкротиться из-за сложностей с обслуживанием кредитов после увеличения ключевой ставки ЦБ.
По данным ShopAndMall.ru, в РФ около 2 тыс. объектов площадью более 5 тыс. кв. м. Половина из них обременена кредитами, в том числе с плавающей ставкой. Собственники ТЦ просят власти о субсидировании ставки до 7–10% и введении моратория на изменение условий по части займов.
«На данный момент в ТРК 98% площади заполнено, и последние полтора года мы занимаемся активной ротацией арендаторов на более качественных», — отметил Наумов.
Он сообщил, что в ТРК зашло несколько брендов ценовой категории «Средний+». Новые операторы, включая Armani Exchange, The Hills, Marc Cony, Geox, Bugatti, Savage, Bulmer, the Act увеличили общую площадь сегмента более чем на 1,5 тыс. кв. м.
«Кроме того, многие уже работающие операторы увеличили площади и переоткрылись в новых концепциях. Кари и HENDERSON расширили предлагаемый ассортимент товаров и заняли в два раза большие площади. Детский обувной магазин «Котофей», МЮЗ, «Оптик Чуев», а также бренды Gloria Jeans и Аскона значительно расширили торговые площади», — рассказал управляющий ТРК, отметив, что за последние полтора года в комплексе появились центр активного отдыха, фитнес-центр и зашли несколько новых брендов. При этом ушедшие марки успешно заменили другие. Так, место «Декатлона» занял гипермаркет DESPORT, место Adidas занял SneakerBox.
Как уточнил Наумов, перспективы у ТРК в целом позитивные из-за строительства новых жилых районов на левобережье Ростова. Кроме того, «Мегамаг» планирует строить рядом с ТРК бизнес-центр.
Эксперты, опрошенные РБК Краснодар, считают, что посещаемость ТЦ Краснодара и Ростова-на-Дону восстановилась после падения в 2022 г. Генеральный директор консалтинговой компании Macon Илья Володько сообщил, что трафик восстановился довольно быстро после начала СВО и теракта в «Крокус Сити Холле».
«Да, состав арендаторов другой, но они есть. Покупателю тяжело приспосабливаться к новым менее известным и менее качественным брендам, но он привыкает», — считает он.
По его словам, прибыльность ТЦ благодаря наполненности и росту арендных ставок находится на том же уровне, что и в докризисные времена. Володько отмечает, что пустых помещений в ТЦ Юга практически нет, арендаторы платят ставки и продолжают работать. Он уточнил, что рост арендных ставок составил 5-6%.
Эксперт отмечает, что магазины в ТЦ превращаются в пункты выдачи заказов и в будущем большие объемы торговли будут уходить в онлайн. В целом игроки рынка убеждены, что ТЦ будут вынуждены модернизироваться из-за конкуренции со стороны онлайн-торговли. В них будет наращиваться число развлекательных центров и объектов общепита.