Минтранс определил, кто будет виноват за ДТП с беспилотниками
Минтранс определил, кто будет виноват при авариях с беспилотными машинами Документ Минтранса описывает обязательное наличие у беспилотной машины «бортового устройства регистрации событий» и системы, которая позволит дистанционно перевести машину в «состояние минимального риска»
После общественного обсуждения Минтранс доработал проект закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС). Теперь документ подробно раскрывает, кто будет нести ответственность за ДТП с беспилотниками, которым в 2025 году разрешат ездить по дорогам без человека в салоне. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ».
Проект закона
В 2021 году российское правительство решило допустить на дороги беспилотники, но для этого нужен отдельный закон. Первые два проекта закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах» Минтранс представлял в 2021–2022 годах, но затем документ был отправлен на доработку. На прошлой неделе министерство представило третью версию закона.
Что сказано в проекте
Документ описывает условия допуска на дороги беспилотных автомобилей, включая обязательное наличие «бортового устройства регистрации событий» и системы, которая позволит дистанционно перевести машину в «состояние минимального риска». Речь идет о способности машины остановиться в безопасном для выхода пассажиров месте в случае внештатного отключения автопилота. Также все беспилотники должны быть зарегистрированы в ГИБДД и регулярно проходить техобслуживание.
Кроме того, вводится запрет использования ВАТС на участках дорог, входящих в маршруты перевозок опасных грузов. Беспилотникам разрешат ездить только по тем дорогам, у которых есть «цифровой двойник» (план и карта трассы, данные о состоянии дороги, ДТП, метеоусловиях и т. д., которые будут передаваться машине в режиме реального времени). К примеру, трасса М-11.
Кто будет отвечать за ДТП
Главным отличием от прошлых версий законопроекта является то, что в этот раз Минтранс подробно описал, кто будет отвечать за ДТП по вине беспилотника. Так, основным ответчиком предлагается сделать владельца беспилотной машины, который, впрочем, сможет переложить вину за аварию на производителя, диспетчера или дилера.
Также оформлять ДТП с ВАТС нужно будет только при участии сотрудника ГИБДД, европротокол будет запрещен. При возмещении убытка от ДТП с участием беспилотного автомобиля страховщик сможет запросить у владельца ВАТС сведения, зафиксированные на «бортовое устройство».
Когда должен вступить в силу закон
Проект закона должна поддержать рабочая группа «Безопасность дорожного движения», эксперты которой, впрочем, могут отправить документ на доработку. После этого проект поступит в правительство, затем — в Государственную думу. По плану Минтранса, закон должен вступить в силу 1 сентября 2025 года.
Ранее замглавы Минпромторга Альберт Каримов заявлял, что ФГУП «НАМИ» создаст полигон для тестирования беспилотных автомобилей к 2025 году.