Лучше валюты: в чем преимущество использования цифровых финансовых активов
Татьяна ШмелеваЦифровые финансовые активы (ЦФА) получили правовую основу применения в России в качестве расчетно- платежного инструмента. Это существенно расширяет возможности для их полноценного использования как для расчетов, так и для инвестиций. В условиях действия санкций западных стран ЦФА могут в ближайшее время заместить традиционные мировые валюты (доллар США, евро, швейцарские франки) в международных расчетах российских компаний как экспортеров, так и импортеров, отмечают опрошенные «Российской газетой» эксперты.iStock
«В целом, вопрос состоит не только в нужности самих ЦФА, как непосредственно стоящих за ними прав, а в их способности быть техническим инструментом расчетов», — отметил в беседе с «РГ» доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Ильяс Зарипов. Он объяснил, что, по сути, доллар, как и любая валюта, не столько актив, а, прежде всего, принятый и признанный в мире инструмент расчетов. Активом его делает востребованность, то есть наличие спроса с целью использования для каких-то нужд.
«При запретах на применение и угрозах заморозки ставших «токсичными» валют западных стран следует находить альтернативные варианты. Рубль не для всех контрагентов является оптимальным платежным средством. Между тем, рынок цифровых финансовых активов уже существует и фактически используется в расчетах в мире», — подчеркнул Зарипов.
ЦФА обладают преимуществами: удобством в расчётах и хранении, низкой стоимостью для эмитентов при выпуске, транспарентностью, безопасностью, комфортностью и скоростью расчетов. Потому вполне обоснованно законодатель принял решение допустить их в качестве расчетных инструментов в нашей стране.
Кроме того, Зарипов отметил, что разрешение использовать ЦФА в качестве платежных инструментов, усилит интерес к данным видам активов как эмитентов, так и инвесторов.
«Уже с точки зрения привлечения средств и инвестирования для получения доходов. Ведь в форму смарт контрактов можно «обернуть» любой физический актив, обладающий ценностью: это драгметаллы, драгоценные камни, товары ( как сырьевые, так и промышленные), недвижимость, в том числе и земельные наделы; ценные бумаги, в том числе и неэмиссионные; долговые обязательства, нематериальные активы ( авторские права, патенты, изобретения, стоимость брендов) и пр. При этом возможность проведения расчётов цифровыми активами усиливает спрос на них.
Аналогичного мнения придерживается и эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк. ЦФА, по его словам, могут быть нескольких видов — денежные требования к эмитенту, право на участие в капитале непубличных акционерных обществ, права по эмиссионным ценным бумагам и право требовать их передачи. Поэтому международные расчёты могут производиться практически за любую продукцию.
«Если оплата за товары и услуги происходит через ЦФА, то её проще сравнить с бартером. Ведь ЦФА — лишь цифровая оболочка, в которую можно «обернуть» самые разные активы — от долгов до драгметаллов. ЦФА не является цифровой валютой. Ею позже станет ЦВЦБ, которая сейчас находится на этапе тестирования Банком России совместно с крупнейшими банками», — отметил эксперта по фондовому рынку.
Заинтересовать участников ВЭД, по мнению Миронюка, может неподсанкционность транзакций с ЦФА, возможность, не конвертируя такие активы в фиатные деньги или биржевые финансовые инструменты, совершать международные расчеты с поставщиками и заказчиками. «Использование ЦФА импортерами не «подставляет» зарубежных партнеров под вторичные санкции, а сами платежи делает более защищенными с точки зрения исполнения обязательств заказчиков/поставщиков», — добавил он.
Зарипов, в свою очередь, уверен, что изменения в законодательство послужат катализатором развития рынка ЦФА в России, совокупный объём которых, по мнению экспертов, достигнет в 2024 году уровня 1 трлн. руб, а к 2028 году — 10 трлн руб. Активная работа Мосбиржи по операциям с ЦФА придаст рынку ликвидности и послужит дополнительным стимулом развития цифровых финансовых активов в России.
«Дальнейшая поддержка регулятора и других государственных структур, в том числе совершенствования вторичного рынка ЦФА, а также проведение работы в рамках информирования населения и бизнеса о преимуществах ЦФА, позволит преодолеть недоверие и откроет новые горизонты развития для цифровых финансовых активов в России», — резюмировал эксперт.