Любил сцену и зрителей. Как Владимир Зельдин завоевал сердца миллионов россиян
Владимир Зельдин запомнился миллионам россиян не только благодаря своему актерскому таланту, но и как труженик-долгожитель. Он дожил до 100-летнего юбилея и до последних дней не оставлял любимую профессию. На протяжении 6 лет он сохранял статус самого старейшего в мире актера, больше 70 лет Зельдин посвятил родному Театру Армии. О трудностях яркой судьбы всероссийского любимца, расскажем в статье.
Фото: из открытых источников
Зельдин отмечал, он родился настоящим джентельменом в семье джентельменов, в детстве он даже не мечтал об актерской карьере, первая роль досталась ему случайно. Будущий артист появился на свет в 1915 году в семье музыканта и домохозяйки.
Отец Зельдина трудился трубачом в заштатном царском полку. Юный Володя хотел продолжить семейную династию и планировал стать трубачом. Однако в это же время его пригласили сыграть Мусаиба в фильме «Свинарка и пастух».
По словам артиста, в киноленту его пригласили за «орлиный взор и кавалерийский темперамент». Он стал первым евреем, который сыграл кавказца. Его знатный пастух Мусаиб Гатуев влюбился в блондинку, боролся со злом и даже швырял барса в Терек.
Первую роль Владимир Зельдин получил в 25 лет
Вскоре тенденция актеров-евреев играть кавказцев станет повальной — Гердт и Кваша, Гафт и Козаков в свое время сыграли грузин, армян и азербайджанцев. Но первым все равно остался 25-летний Зельдин.
Вскоре у Владимира стали проявляться природные данные – высокий голос и жеманная внешность. Подобный типаж в 40-е годы был «не в почете» — актеры играли лишь отщепенцев. Уже в следующей роли Зельдин предстал в образе пианиста в концертном фраке. Фильм «Сказание о земле Сибирской» имел успех у зрителей.
Зельдин, несмотря на внешность, продолжал сниматься в кино и даже ездил на гастроли в Америку, что тогда считалось довольно подозрительной историей. В кино он жеманно выкручивал руки, кричал и хлопал дверям. В общем, вел себя совсем не по мужски, но того требовали его кино задачи. Несмотря на некоторую феминность, образы Владимира полюбились зрителям.
Владимир Зельдин умело перевопощался в любые образы
Но смазливый образ преследовал Зельдина еще долго, в 55-м году он в кадре в привычном кремовом костюме с карманным уголком шелкового платка слушал наставления начальника разведки по проникновению в Советский союз.
В тот период шпионская тематика советского кино стала обыденностью – в один момент вышли «Дорога», «Дым в лесу», «Опасные тропы» и «Следы на снегу». Зельдин прекрасно влился в общую тенденцию и навсегда запомнился зрителям по сцене, где он чиркал спичкой перед лицом слепого резидента.
Время шло и манерность, и высоковатый голос Зельдина стали его фишкой, теперь артиста приглашали на роли иностранцев. Но иногда мелькали и образы советских военных. Фильмография росла, популярность артиста, и количество его поклонников увеличивалось с каждой ролью.
У Владимира были миллионы поклонниц по всему Советскому союзу
Владимир умел быть разным: он примерял образы военных, вальяжных англосаксов в халатах с кистями и даже вежливых пенсионеров. Таким темпом резко полысевший артист дошел до роли судьи Уоргрейва в говорухинских «Десяти негритятах».
Яркая роль приободрила 72-летнего Зельдина, хотя многим казалось, что это его бенефис. Но они ошибались: острый на язык актер сохранял рассудок, легко примерял разные амплуа и находился в прекрасной физической форме.
Владимир Зельдин до последних дней жизни был предан любимой сцене
Однако роль Мусаиба все же оказала на Владимира благотворное влияние. Кавказцы давно признаны долгожителям, Зельдин, который в 25 лет примерил на себя образ жителя гор и настолько вжился в него, что пережил многих своих ровесников. Он ушел из жизни в 2016 году за несколько месяцев до своего 102-летия.
Его последней ролью стал отец Ольги, Николай Николаевич, в культовом сериале «Сваты». Зельдина любили миллионы россиян, на его ролях выросло не одно поколение. Его преданные поклонники взрослели, а он так и оставался тем поджарым Мусаибом Гатуевым. Артист был предан сцене, а она отвечала ему взаимностью. Эта сильная любовь помогала ему до последних дней, артист уверял – именно работа помогала ему сохранять жизненные силы.