Колесо попало на обочину на скорости — чем это опасно
С приходом зимы традиционно растет и аварийность на дорогах. Autonews.ru разбирался, чем опасен частичный выезд с дороги на обочину и как вести себя в такой ситуации
- Опасен ли заезд на обочину на скорости?
- Последствия
- Что делать, если зацепил обочину правыми колесами
Опасен ли заезд на обочину правыми колесами на скорости?
Да, опасен. В этом случае возникает неравномерность сцепления правых и левых колес, и, как следствие — риск потери управления. И даже когда поверхность обочины кажется идеальной, она в любом случае более «вязкая», чем асфальт. На 20-40 км/ч этого можно и не заметить, а вот при трассовых скоростях (90 и выше) любая разница в «зацепе» сразу становится очевидной. Кроме того, наши обочины даже на магистралях нередко изобилуют ямами и буграми, что усугубляет ситуацию.
Что будет, если «зацепить» обочину
Рассмотрим несколько типовых случаев, когда машина вылетает правой стороной на грунт.
- Заезд на сухую ровную обочину. Самый благоприятный расклад, при котором последствия наименее опасные, а выход из положения не требует каких-то особых навыков. Траектория просто плавно корректируется рулем, а увеличить или уменьшить скорость можно вполне безопасно.
- Заезд на сухую, но неровную обочину. От предыдущего варианта отличается тем, что существует риск не только повредить подвеску, но и потерять управление. При определенном сочетании рельефа и скорости правые колеса теряют сцепление, после чего машину может «завернуть» в сторону кювета или встречки.
- Заезд на скользкую ровную обочину. Несмотря на отсутствие ям и кочек коэффициент сцепления между правыми и левыми колесами будет различаться слишком сильно. Это также провоцирует занос. Безаварийный возврат к прежней траектории (или прогнозируемое замедление до безопасной скорости) может потребовать не только навыков, но и наличия электронных ассистентов. К счастью, сегодня даже дешевые модели оснащены как минимум АБС, да и система стабилизации ESP почти везде стала базовым оборудованием.
- Заезд на скользкую неровную обочину. Как уже понятно, это самый сложный сценарий. Чтобы без последствий выйти из такой ситуации, может потребоваться немало выдержки и опыта.
Главное, что нужно понимать — точно угадать развитие событий практически невозможно. Особенно если за рулем человек без должного опыта, а машина не оборудована электронными помощниками. Плюс, в отличие от стройной теории, в реале всегда накладывается слишком много плавающих факторов. От погоды и массы автомобиля до типа привода и действий водителя.
Что делать, если зацепил обочину правой стороной
Нижеприведенные рекомендации являются общими. В каждом конкретном случае реакция машины может отличаться — это зависит от типа привода, массы, настроек подвески и т.д. Тем не менее, указанные действия могут помочь сохранить контроль хотя бы частично.
- Если машина незапланированно выехала на скорости на обочину, нельзя совершать резких действий. Любая паническая реакция однозначно усугубит положение, вне зависимости от состояния покрытия и типа автомобиля.
- Скорее всего, в момент съезда машина двигалась с ускорением или под ровным газом (с постоянной скоростью). Первое, что стоит сделать — плавно отпустить газ. Именно плавно: когда под правыми колесами скользко, мгновенная потеря тяги может спровоцировать занос.
- Руль необходимо удерживать согласно текущей траектории, не допуская резких движений. Панические попытки мгновенно исправить ситуацию (вернуться на асфальт рывком руля влево) могут выбросить машину на встречную полосу или в кювет. Если автомобиль при заезде на обочину начинает «плыть» — то есть, пытаться изменить траекторию — корректировать направление рулем следует максимально плавно.
- Нажимать педаль тормоза или возвращаться на асфальт следует только в двух ситуациях. Когда обочина ровная и сухая, или когда машина достаточно сбросит скорость. И конечно, как уже было сказано — никаких резких манипуляций с органами управления.
Понятно, что такие рекомендации едва ли помогут человеку без практики. Поэтому неопытным водителям рекомендуется потренироваться в удержании автомобиля на неоднородных покрытиях. На дорогах, по очевидным причинам, делать этого точно не следует, а вот пройти базовый курс экстремального вождения всегда полезно.
: