RuPulse - это новостной портал

Какая юридическая помощь востребована у ветеранов СВО

32

Наталия ТихоноваСотрудники военной прокуратуры Екатеринбургского гарнизона с 4 марта ведут приемы в фонде «Защитники Отечества». Мы разузнали, какая юридическая помощь востребована у ветеранов СВО.

На консультацию можно попасть без предварительной записи каждый понедельник с 14.00 до 16.00. Также пять дней в неделю здесь работает юрисконсульт государственного юридического бюро.

Такой график объясняется большим объемом правовой помощи, в которой нуждаются бойцы: из 7386 обращений, поступивших в свердловский филиал фонда за шесть месяцев 2023 года, свыше 900 были именно об этом. Чаще всего фронтовики приходят, чтобы разобраться, почему не получили компенсации, или почему сумма меньше, чем ожидали. У тех, кто служил в разных ЧВК и добровольческих подразделениях, возникают сложности с оформлением удостоверения ветерана и инвалида боевых действий, если на руках нет контракта либо контракт с неким ООО. Несовпадение даты смерти в медицинском свидетельстве и того, что написано в извещении, полученном родственниками, препятствует получению выплат. Копии выписок из истории болезни, подтверждающих ранение, тоже не всегда выглядят, как положено.

«Мы понимаем, в каких условиях они заполняются в полевых госпиталях, поэтому любые несовершенства стараемся трактовать в пользу военнослужащего. Читается основная часть текста, реквизиты медицинского учреждения? Значит, удостоверяем документы», — говорит Ирина Перевалова, президент Нотариальной палаты Свердловской области.

Если возникает необходимость подтвердить какой-то факт через суд, допустим, признать отцовство погибшего бойца (первое такое дело на Среднем Урале завершилось успешно), специалисты госюрбюро подскажут, как составить заявление, но все равно закон о бесплатной правовой помощи ограничивает перечень споров, по которым они могут помогать. Эксперты уверены: его необходимо расширять — включать туда подготовку всех видов ходатайств и жалоб, за исключением темы предпринимательства, плюс возможность представлять семьи участников СВО на процессе.

Иногда ситуации складываются настолько нестандартно, что голову сломаешь: по житейским понятиям, вроде, поступаешь верно, но законы нарушаешь. К примеру, у одного бойца из соседней Челябинской области скоропостижно скончалась жена, ребенка забрали в приют. Отец такого, конечно, допустить не мог, взял отпуск, вернулся домой, но контракт-то продолжает действовать! Поскольку он доброволец, а не мобилизованный, оснований для расторжения нет. Адвокаты не видят другого выхода, как получить судимость с отсрочкой до 14 лет ребенка. В прошлом году похожая история случилась с многодетным контрактником — подключились омбудсмен и депутаты, в итоге мужчину перевели в часть поближе к несовершеннолетним детям. Каждый раз в таких перипетиях судьбы и нормативной базы приходится разбираться индивидуально и целой экспертной бригадой.

Также юристы предлагают разработать и утвердить единую форму документа, подтверждающего участие в СВО, и оцифровать методичку по мерам поддержки. Палата адвокатов Свердловской области подготовила бумажный вариант, но льгот столько (они регламентируются 60 нормативными актами на федеральном и региональном уровне!), что обычному человеку нелегко разобраться.

Еще одна головная боль — недобросовестные юрфирмы, пытающиеся заработать на услугах, которые должны оказываться бесплатно. К примеру, с жены одного бойца буквально содрали 300 тысяч рублей, сымитировав бурную деятельность по написанию жалоб во все инстанции.

«В итоге она пришла к нам, — поделился Эльдар Валиуллин, заведующий одной из юридических клиник УрГЮУ. — Надо понимать: наша главная задача — научить студентов оказывать бесплатную юридическую помощь. Ребята готовят письменные заключения и подсказывают, куда обращаться дальше. Заключение проверяют преподаватели-кураторы, но они занимаются гражданским правом, а военное законодательство — особая сфера, там много приказов под грифом «для служебного пользования».

«Если мы хотим, чтобы бесплатная правовая помощь была квалифицированной, нужна координация действий всех участников этой системы в регионе и специализация, — добавляет Ирина Перевалова. — По наследственным правам никто не проконсультирует лучше, чем нотариус, а их в регионе 203. Недавно к нам обратилась женщина, она пропустила срок принятия наследства (полгода). В какой-то юрфирме ей насоветовали судиться, взяли за услуги 115 тысяч, а суд и не нужен был, там фактическое принятие наследства».

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

4 + 1 =