Как сирийским боевикам удалось занять ключевые города страны за пять дней
Власти признали потерю Алеппо и готовятся к обороне Хамы Сирийским повстанцам удалось взять под свой контроль всю провинцию Идлиб и город Алеппо — второй по величине в арабской республики. Силы исламистов и вооруженной оппозиции наступают на Хаму. Подробнее — в статье РБК
Как далеко удалось продвинуться сирийским повстанцам
Наступление объединенных сил сирийской вооруженной оппозиции и исламистских группировок началось ранним утром в 27 ноября, одновременно с вступлением в силу перемирия в Ливане. Ключевую роль в операции, получившей название «Сдерживание агрессии», играют террористическая группировка «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ, запрещена в России) и отдельные подразделения Сирийской национальной армии (СНА, прежде была известна как Сирийская свободная армия), которую поддерживали США и Турция.
29 ноября повстанцы вошли в Алеппо — второй по величине город Сирии. Прежде город находился под контролем правительственных сил, однако повстанцам удалось захватить большую его часть, включая исторический центр — боевики опубликовали в сети фотографии возле местной цитадели. Они также утверждают, что заняли местный международный аэропорт. По данным Associated Press, в ряде случаев повстанцы не встретили практически никакого сопротивления со стороны регулярных войск.
Сирийская армия лишь вечером 30 ноября признала, что повстанцы вошли в Алеппо. При этом командование вооруженных сил Сирии анонсировало скорый переход в контрнаступление. В тот же день президент страны Башар Асад провел телефонный разговор с президентом ОАЭ шейхом Мухаммедом бен Заидом Аль Нахайяном, в котором заявил о готовности властей страны при помощи союзников и друзей победить и уничтожить повстанцев, «какими бы интенсивными ни были их террористические атаки», передает агентство САНА.
29 ноября боевики также заняли Серакиб, ключевой город провинции Идлиб, перерезав стратегическую международную автомагистраль М5 (Дамаск — Алеппо), а 30 ноября захватили города Хан-Шейхун и Маарат аль-Нуман в Идлибе, тем самым восстановив полный контроль над всей провинцией. Ранее портал Middle East Eye сообщал, что возвращение контроля над Идлибской зоной деэскалации в границах 2019 года (восточная часть провинции была утрачена в результате наступления правительственных войск в 2020 году) было первоначальной целью операции «Сдерживание агрессии». Associated Press, в свою очередь, сообщает со ссылкой на турецких чиновников, что наступление планировалось как ответ на атаки правительственных сил в районах, контролируемым оппозицией, но приобрело более масштабный характер из-за того, что сирийская армия начала покидать свои позиции.
1 декабря Anadolu сообщило, что СНА начала операцию «Заря свободы» против курдских формирований YPG (Yekîneyên Parastina Gel, Отряды народной самообороны Высшего курдского совета) и PKK (Рабочая партия Курдистана, РПК). По данным турецкого агентства, повстанцы взяли под свой контроль военный аэродром Квайрес в пригороде Алеппо, а также перерезали используемый курдами логистический коридор Тель-Рифат — Манбидж. Al Mayadeen, в свою очередь, передает, что власти самопровозглашенной курдской автономии объявили всеобщую мобилизацию.
Одновременно с этим повстанцы продолжают продвижение в провинции Хама, расположенной к югу от Идлиба. Как сообщает Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека (SOHR), базирующийся в Великобритании, под контролем боевиков находится ряд стратегически важных населенных пунктов этой провинции, включая Халфайю, Морик, Аль-Латамну, Кафр-Зайту и др. В город Хама повстанцам пока войти не удалось, но они утверждают, что находятся всего в 10 км от него.
В Минобороны Сирии, тем не менее, опровергли продвижение повстанцев в Хаме. «Наши вооруженные силы организовали усиленную линию обороны и находятся в полной готовности, боеготовности и высоком моральном духе для отражения любого возможного нападения», — говорится в заявлении ведомства. Агентство САНА также сообщает, что дополнительные подразделения Вооруженных сил Сирии были переброшены на север и восток Хамы и готовы к противостоянию с повстанцами.
Кроме того, вечером 30 ноября в сети стали распространяться кадры со стрельбой предположительно возле гостиницы Four Seasons в Дамаске. Видео сопровождалось утверждениями о том что в сирийской столице предпринята попытка государственного переворота с целью смещения президента Асада. Подлинность видео — ровно как и точное время и место съемки — не удалось установить. Член конституционного комитета Сирии Маис эль-Криди в разговоре с РБК заявила, что обстановка в сирийской соответствии спокойная. «Знаете ли, в социальных сетях есть много способов распространять ложные новости. Нет никаких признаков, все хорошо. Мы общаемся со СМИ, все службы выполняют свою работу. Все под контролем», — сказала она.
Как на события в Сирии отреагировали Россия и другие региональные игроки
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков назвал обострение на северо-западе Сирии посягательством на суверенитет арабской республики. «Выступаем за то, чтобы власти Сирии скорее восстановили конституционный порядок», — сказал он. 28 ноября в интернете распространилась информация о том, что Асад находится с визитом в Москве и планирует провести переговоры с российским президентом Владимиром Путиным, но в Кремле ее комментировать не стали, и ни о каких о переговорах официально не сообщалось. 30 ноября появилась также не подтвержденная информация о том, что борт с Асадом вылетел назад в Дамаск после новостей о захвате Алеппо повстанцами.
30 ноября глава МИД России Сергей Лавров созвонился своими иранскими и турецкими коллегами Аббасом Аракчи и Хаканом Фиданом, чтобы обсудить ситуацию в Сирии. Тегеран и Анкара наряду с Москвой выступают гарантами «астанинского формата» сирийского урегулирования. Именно при посредничестве России и Турции было достигнуто перемирие на северо-западе Сирии в марте 2020 года. В заявлениях российского внешнеполитического ведомства по обоим телефонным звонкам отмечается, что их участники выразили необходимость совместных усилий, в том числе в рамках «астанинского формата».
Фидан также созвонился с главами МИД Ирака и Катара, премьер-министром Ливана, где, как и в Турции, проживает большое число сирийских беженцев, покинувших родину из-за гражданской войны. Турецкий дипломат подчеркнул, что Анкара не участвует в столкновениях в сирийском Алеппо, хотя и принимает меры предосторожности. «Мы будем избегать действий, которые могут спровоцировать новую волну миграции. <…> Мы никогда не позволим террористической структуре в Сирии стать государством», — сказал Фидан.
Самолеты Воздушно-космических сил (ВКС) России, развернутые в Сирии, также помогают правительственным силам в отражении наступления. В заявлениях российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии за 30 ноября говорится, что за прошедшие сутки российская авиация нанесла ракетно-бомбовые удары по «местам скопления боевиков, пунктам управления, складам и артиллерийским позициям». Сообщается, что с 28 по 30 ноября было ликвидировано не менее 900 боевиков. «Операция по отражению агрессии экстремистов продолжается», — говорится в заявлении центра.
По данным SOHR, с начала боевых действий погибли 372 человека с обеих сторон: 210 повстанцев (преимущественно боевиков ХТШ), 114 военнослужащих армии Сирии и членов проиранских группировок в республике и 48 мирных жителей.
На фоне эскалации соседствующий с Сирией Ирак усилил меры безопасности на межгосударственной границе, а премьер-министр страны Мухаммед ас-Судани заверил Асада в готовности помочь Сирии в борьбе с терроризмом. Власти США, которые сохраняют военное присутствие в Ираке и эпизодически наносят удары по позициям проиранских группировок в Сирии, пока никак ситуацию не прокомментировали.
Читайте РБК в Telegram.