RuPulse - это новостной портал

Как при Дональде Трампе изменится внешняя политика США

21

По оценке экспертов, он продолжит курс, который заложил в свой первый срок Как при Дональде Трампе изменится внешняя политика СШАКак при Дональде Трампе изменится внешняя политика США0 Сюжет Выборы президента США Новоизбранный президент США Дональд Трамп обещал остановить два конфликта и эффективнее сдерживать противников во всем мире. Подробнее о том, какой может быть внешняя политика Америки в период его второго срока, — в материале РБККак при Дональде Трампе изменится внешняя политика США1 Дональд Трамп (Фото: Brandon Bell / Getty Images)

Что Трамп собирается делать с конфликтом на Украине

В ходе предвыборной кампании этого года Дональд Трамп говорил, что в его планах закончить конфликт на Украине. Он критиковал украинское руководство и администрацию Джо Байдена, утверждая, что Киеву надо было пойти Москве на уступки еще за несколько месяцев до начала полномасштабных боевых действий. «Любая сделка — худшая сделка — была бы лучше, чем то, что мы имеем сейчас», — пояснял он. На дебатах с Камалой Харрис Трамп заверял, что, переизбравшись, он организует переговоры президентов России и Украины — «у меня с ними хорошие отношения, и они уважают меня, они не уважают Байдена». «И вот что я сделаю — я поговорю с одним, я поговорю с другим, я сведу их вместе. Этой войны никогда бы не было <…> И ситуация становится только хуже, и это может привести к третьей мировой войне», — сказал тогда Трамп.

При этом, когда ему вменяли мягкость в отношении России, Трамп отвечал, что именно он стал первым президентом, который одобрил поставки Киеву летального оружия (в 2017 году он разрешил передать Украине противотанковые комплексы Javelin), и что он пытался остановить Владимира Путина. «Я сказал: Владимир, если ты будешь гоняться за Украиной, я нанесу тебе такой сильный удар, что ты даже не поверишь. Я нанесу тебе удар прямо в центр гребаной Москвы. Я сказал: мы друзья. Я не хочу этого делать, но у меня нет выбора», — утверждал Трамп.

В апреле 2022 года он говорил, что в боевых действиях нет смысла и надо заключать соглашение о прекращении огня. С начала 2023 года Трамп стал заявлять о некоем мирном плане, утверждая, что, будь он в Белом доме, то смог бы завершить конфликт за 24 часа. Детали он не уточнял, но допускал, что Киеву придется уступить Москве часть территории. То же допускал его соратник, кандидат в вице-президенты Джей Ди Вэнс — за полтора месяца до выборов он говорил, что должны обсуждаться все варианты урегулирования вплоть до территориальных уступок.

Владимир Зеленский, будучи в сентябре в США, встретился как с Байденом и Харрис, так и с Трампом. Контакты с республиканцем тогда до последнего были под вопросом — накануне Трамп обвинил Зеленского в том, что тот делает «грязные маленькие выпады» в его сторону. О каких выпадах речь, он не уточнил, но, вероятно, причиной стало интервью украинского лидера журналу The New Yorker, в котором Зеленский сказал, что, по его ощущениям, «Трамп на самом деле не знает, как остановить войну, даже если он думает, что знает», а также назвал Вэнса «слишком радикальным» и поддерживающим посыл, что Украина «должна сдать свои территории». Тем не менее встреча состоялась.

Поздравляя 6 ноября Трампа с переизбранием, Зеленский заявил, что ценит приверженность того подходу «мир через силу». «Это именно тот принцип, который может практически приблизить справедливый мир в Украине. Я надеюсь, что мы вместе воплотим его в жизнь», — отметил Зеленский. Кремль, в свою очередь, заявил, что ждет от Вашингтона конкретных предложений по урегулированию. «Поскольку именно США разжигают и постоянно подбрасывают керосин в этот конфликт и принимают в нем непосредственное участие, то да, Соединенные Штаты способны эту траекторию своей внешней политики изменить. Но будет ли это сделано и каким образом — мы с вами посмотрим после января», — сказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Опрошенные РБК эксперты отмечают, что в позиции Трампа по Украине пока много неясного и что предвыборные заявления еще не означают, что новая администрация будет действовать в соответствии с предвыборными обещаниями. «Многие в Республиканской партии считают, что средства на Украину — выброшенные на ветер деньги, которые не укрепляют американские внешнеполитические позиции. Идеи дальнейших поставок оружия на Украину среди республиканцев не очень популярны, отсюда эти разговоры о завершении конфликта в результаты переговоров, — сказал РБК главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Батюк. — Во многом на позицию новой администрации будет влиять ситуация на поле боя — если в Вашингтоне увидят, что она для Украины бесперспективна, это подтолкнет американские правящие круги к тому, чтобы искать какой-то компромисс и завершать американское субсидирование этого конфликта».

Глава Центра североамериканских исследований, заместитель директора по научной работе ИМЭМО РАН Виктория Журавлева отмечает, что Трамп — не единственный, кто влияет на ситуацию на Украине, поэтому «просто так закончить конфликт ему не удастся». Скорее всего, считает эксперт, он сведет поддержку Украины к минимуму. «Это значит, что срок, который сможет продержаться украинская армия, становится гораздо меньше, потому что европейцы одни эту задачу не вытянут», — отметила в беседе с РБК Журавлева; отсюда, по ее словам, возникает вариант деэскалации — хотя бы временной — конфликта.

Что Трамп говорил об урегулировании на Ближнем Востоке

О конфликте между Израилем и ХАМАС новоизбранный президент говорил примерно то же, что и об Украине: мол, будь он президентом, «не было бы 7 октября», война в секторе Газа «никогда бы не началась». «Если я выиграю, это будет абсолютным преимуществом для всех. Это мир на Ближнем Востоке. Нам это нужно, и это очень важно, и это произойдет», — говорил республиканец в интервью Al Arabiya за две недели до выборов. Трамп планирует сохранить курс на подписание так называемых Авраамовых соглашений, которые начиная с 2020 года с Израилем подписали Бахрейн, Марокко, ОАЭ и Судан. Следующей страной должна была стать Саудовская Аравия, но из-за конфликта в секторе Газа этот процесс был приостановлен.

За неделю до выборов The Times of Israel сообщила, что в июле, принимая в своем поместье Мар-а-Лаго израильского премьера Биньямина Нетаньяху, Трамп говорил ему, что к моменту его возвращения в Белый дом хотел бы от ЦАХАЛ завершения войны в секторе Газа. По словам источника издания, республиканец не выдвигал каких-то ультиматумов и вполне мог бы поддержать «остаточную» активность ЦАХАЛ в Газе, если Израиль официально объявит о решении прекратить войну. Нетаньяху ничего такого не заявлял. При этом 6 ноября израильский премьер назвал переизбрание Трампа «величайшим возвращением в истории». «Ваше историческое возвращение в Белый дом знаменует собой новое начало для Америки и мощное подтверждение приверженности великому союзу между Израилем и Америкой. Это огромная победа», — заявил Нетаньяху.

Опрошенные РБК эксперты сходятся в том, что США при Трампе будут гораздо активнее поддерживать Израиль и еще более жестко выступать против Ирана. «Палестину республиканцы не поддерживают, они считают палестинцев террористами, — поясняет Журавлева. — Прогнозируемы поддержка Израиля как основного союзника в регионе, поставки ему оружия, а в отношении Ирана санкции — ужесточение, какое возможно, вплоть до каких-то военных угроз».

«Здесь различия в позициях Трампа и Байдена гораздо более существенные, чем по Украине. Будущая администрация будет занимать гораздо более произраильскую позицию, чем администрация Байдена, — прогнозирует Батюк. — Администрации Байдена-Харрис уже чисто по электоральным соображениям нужно было заручиться поддержкой левых, поддержкой мусульман и некоторых других меньшинств, которые выступали за Палестину. В Республиканской партии пропалестински настроенных сил нет».

Научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Людмила Самарская считает, что, даже если Израиль согласится на какие-то предложения Трампа, непонятно, как на них отреагирует Палестина. «План «Мир во имя процветания» (план по взаимному признанию Палестины и Израиля. — РБК) уже был согласован во время предыдущего срока Трампа. Он, пусть и не без разногласий, был принят в Израиле, однако его не одобрила Палестина. Так что в этой ситуации очень сложно прогнозировать, к каким конкретно последствиям и решениям приведет возвращение Трампа», — сказала РБК эксперт.

Что означает победа Трампа для ЕС и НАТО

Первый срок Трампа стал вызовом для трансатлантического партнерства. Республиканец неоднократно критиковал европейцев за недостаточные расходы на оборону, указывая на установленный еще на саммите НАТО в Уэльсе в 2014-м порог 2% ВВП. Однажды в ходе этой дискуссии, как рассказывал сам Трамп, он пригрозил отказом от защиты европейцев, если между НАТО и Россией начнется прямое столкновение. В мае британская The Telegraph сообщала, что Трамп в случае избрания может потребовать от союзников по НАТО увеличения минимального порога расходов на оборону до 3% ВВП.

На этом фоне к потенциальному возвращению республиканца в Белый дом в Европе готовились с тревогой. Еврокомиссия и ряд стран ЕС обсуждали создание рабочей группы, которая разработала бы возможные стратегии реагирования на действия республиканца, а также инициативы, которые позволят частично компенсировать возможный отказ США от военной поддержки Европы. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предупреждала, что независимо от исхода выборов в США и возможной работы с «менее дружественной администрацией» важно усилить автономию Европы. 6 ноября стало известно, что лидеры ЕС проведут экстренную дискуссию на саммите в Будапеште (7–8 ноября) о дальнейших действиях после победы Трампа.

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте поздравил с победой республиканца одним из первых, отметив, что он с нетерпением ждет возможности снова поработать с ним, «чтобы продвигать мир с помощью силы» в рамках альянса. Президент Франции Эмманюэль Макрон после телефонного разговора с канцлером ФРГ Олафом Шольцем, посвященного итогам президентских выборов в США, отметил, что они будут работать над «созданием более единой, более сильной, более суверенной Европы в этом новом контексте».

Ожидаемо эмоционально Трампа поздравил с победой премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, который выражал ему поддержку еще в ходе предвыборной кампании. Венгерский политик, который сам критикует внешнюю политику ЕС, в частности по отношению к конфликту на Украине, убежден, что победа республиканца сможет принести мир.

Научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов заявил РБК, что при Трампе отношения США с ЕС будут более сложными, чем при Байдене. «Трамп никогда не был евроатлантистом и всегда скептически относился к многосторонним механизмам, мы знаем о его отношении к НАТО. Тем не менее существуют институциональная инерция и глубинное государство — все это будет ограничивать возможности для изменений устоявшихся подходов», — отмечает эксперт. По его мнению, в остальном отношения между США и европейскими странами будут развиваться на двусторонней основе, поскольку сама Европа сейчас неоднородна.

Эксперты Европейского совета по внешней политике (ECFR) отмечают, что каждый раз, когда в США меняется президент, европейские лидеры усердно работают над установлением тесных личных отношений с новым главой Белого дома. Однако, по мнению аналитиков, это неправильный подход, который ослабляет коллективную власть Европы, и потому Брюсселю пора выработать стратегию взаимодействия с Вашингтоном, которая «выдержала бы испытание временем и президентскими вариациями». По оценкам ECFR, в будущем европейцы столкнутся с «более корыстной Америкой» в любом случае, поскольку тенденции, которые влияют на внешнюю политику США, сохранятся. В частности, конфликт на Украине, как замечают эксперты, угрожает европейским интересам гораздо больше, чем американским, а Вашингтон в поиске мирного решения может и не учесть негативные последствия потенциальной сделки для безопасности Европы.

Возвращение Трампа в Белый дом угрожает также экономическому сотрудничеству трансатлантических партнеров. В конце октября республиканец заявил, что в случае победы введет пошлины в размере 20% для Европы и 60% для Китая. При этом еще при администрации Байдена экономические отношения между США и ЕС также претерпели кризис, символом которого стал так называемый закон о снижении инфляции (Inflation Reduction Act, IRA). Его ключевые положения направлены на стимулирование граждан с помощью налоговых льгот на приобретение произведенных в США электромобилей. В Европе, особенно во Франции и Германии, этот закон вызвал острую критику. Макрон заявлял, что IRA противоречит нормам Всемирной торговой организации (ВТО).

Владимир Батюк считает, что развитие отношений между Вашингтоном и Брюсселем при второй администрации Трампа будет зависеть от очень многих факторов. «Вероятнее всего, его администрация негласно продолжит курс администрации Байдена на экономическое опустошение Европы, поскольку это соответствует американским интересам», — предположил эксперт.

Как будут развиваться отношения США с Китаем

Отношения Вашингтона и Пекина стали принимать конфронтационный характер как раз во время первого президентского срока Трампа. В 2018-м между США и КНР разгорелась торговая война, которая сопровождалась повышением взаимных торговых пошлин. Байден продолжил этот курс. По итогам первого видеосаммита с председателем КНР Си Цзиньпинем Байден определил их взаимоотношения как «соперничество». В опубликованной в октябре 2022-го новой Стратегии национальной безопасности США Китай наряду с Россией назван одной из главных угроз. При этом в документе подчеркнуто, что Вашингтон вступает в «решающее десятилетие» противостояния с Пекином.

Директор Центра комплексных европейских и международных исследований Василий Кашин заявил РБК, что в США есть устойчивый межпартийный консенсус в вопросе жесткого сдерживания Китая и в экономическом, и в технологическом, и в военно-политическом отношении. По его словам, различия между действующей демократической администрацией и Трампом сводятся к двум аспектам. «Во-первых, демократам удается более успешно организовывать взаимодействие с европейскими союзниками. Это важно для обеспечения солидарности в вопросах экономического и технологического сдерживания Китая. Сейчас это взаимодействие может осложниться, и у Китая появится дополнительное пространство для дипломатии в Европе. Во-вторых, Трамп более склонен к резким шагам в торговой политике, например введению новых и более высоких тарифных ограничений», — отметил эксперт.

В ходе предвыборной кампании Трамп обещает отменить для Китая статус наибольшего благоприятствования в торговле. При этом КНР — третий по объему торговый партнер США после Мексики и Канады (в сентябре на его долю приходилось 11,9% от общего объема внешней торговли США). По оценкам Кашина, США и Китай в последние четыре года все глубже втягивались в торговую войну. В частности, Вашингтоном были введены жесткие ограничения на экспорт в КНР микрочипов и оборудования для электронной промышленности, а также введены запретительные тарифы на китайские электромобили. «При Трампе негативные тенденции могут несколько ускориться. Он может предпринимать крайне резкие и не всегда полностью просчитанные шаги, резко задирая тарифы и вводя санкции. Но различия будут скорее тактическими», — замечает эксперт.

В недавнем интервью журналисту Такеру Карлсону Трамп также заявил, что «разъединит» Россию и Китай в случае своей победы. В июле республиканец говорил, что политика действующей администрации привела к тому, что Китай и Россия «поженились» и «взяли к себе своего младшего брата — Иран, а затем Северную Корею». Кашин отмечает, что восприятие российско-китайского партнерства как растущей проблемы появилось в США еще во второй срок Барака Обамы и глобально изменить свой курс в отношениях с Пекином Вашингтон не может. «Сдерживание Китая и в дальнейшем нанесение ему поражения являются сейчас главными целями американской политики. Россия не является соперником Соединенных Штатов в борьбе за глобальное лидерство, но для нормализации отношений с ней США должны по сути перечеркнуть всю свою политику в Европе и на постсоветском пространстве на протяжении последних трех десятилетий», — считает эксперт. При этом, по его оценке, попытки скорейшего завершения украинского кризиса и некоторой стабилизации отношений с Россией возможны, но делаться это будет в интересах перераспределения американских ресурсов с их концентрацией на сдерживании Китая. «На разрыв между Москвой и Пекином в обозримом будущем США не рассчитывают», — заключает Кашин.

Что касается тайваньского вопроса, то Трамп в интервью Bloomberg заявлял, что Тайвань должен платить США за свою оборону, добавляя, что остров забрал почти 100% бизнеса по производству микрочипов. На данный момент у него накопился портфель поставок оружия из США на сумму около $19 млрд (в июне Госдепартамент одобрил возможную продажу Тайваню ракет и беспилотников на $360 млн).

Андрей Кортунов говорит, что, судя по первому сроку Трампа, желания воевать с Китаем и идти на этот риск у него не было. «Едва ли мы увидим серьезные риски, если не произойдет что-то непредвиденное», — оговаривается эксперт.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

+ 3 = 7