Как оформить покупку у частного лица, чтобы не остаться ни с чем: рекомендации юриста
Юрист назвал шаги, которые необходимы совершить при оформлении займа между частными лицами
Передача наличных денег при займе или оплате товаров у частных лиц — это процесс, когда покупатель передаёт определённую сумму денег продавцу за товар или услугу, предоставляемую физическим лицом. Казалось бы, процесс простой, но везде есть свои тонкости. Об этих тонкостях узнаем у юриста.
Фото: из открытых источников
Антон Палюлин, преподаватель кафедры фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин университета «Синергия», владелец юридического бюро «Палюлин и партнеры» специально для читателей RuNews24.ru объяснил, как правильно оформить передачу наличных денег при займе или оплате товаров у частных лиц.
Юрист подчеркнул, что при оформлении займа между частными лицами стоит следовать следующим шагам:
1.Рекомендуется составить письменный договор займа, даже если сумма займа незначительна. Договор должен содержать:
- ФИО сторон;
- Сумму займа;
- Срок возврата;
- Условия возврата (например, наличными или безналичными);
- Подписи сторон.
2. Акт приема-передачи. Для подтверждения факта передачи денежных средств обязательно составить акт приема-передачи, в котором указываются дата, сумма и цель займа, место и время передачи денежных средств. Без составления акта заемщик может сослаться на то, что деньги от кредитора не получал. Наличие договора не является подтверждением факта приема-передачи денег, кроме тех случаев, когда в договоре прямо об этом говорится.
«Распространённой альтернативой для договора займа и акта является расписка в получении денежных средств, которой можно заменить и договор, и акт. При этом расписка составляется целиком от руки, чтобы идентифицировать почерк заёмщика при необходимости, и в ней должны содержаться все существенные условия договора и акта.», — добавил юрист.
При покупке товаров у частных лиц также важно правильно оформить сделку:
1. Рекомендуется составить письменный договор купли-продажи, который должен включать:
- Описание товара (модель, состояние, характеристики);
- Цена товара;
- Способ и срок оплаты;
- Подписи сторон.
2. Акт приема-передачи товара. Этот документ подтвердит факт передачи товара от продавца к покупателю и должен содержать информацию о состоянии товара на момент передачи.
Все документы (договоры, акты) следует хранить в течение минимум трех лет для возможного разрешения споров. Квитанции, приходные кассовые ордера и чеки при сделке между частными лицами для бытовых целей не заполняются и не выдаются.
«Судебная практика показывает, что отсутствие письменного подтверждения сделки может привести к трудностям в доказывании факта займа или покупки товара. Суд может отказать в удовлетворении иска о возврате долга из-за отсутствия письменного договора займа. Также в практике встречаются случаи, когда суды признают сделки недействительными из-за несоответствия требованиям закона (например, отсутствие необходимых реквизитов в договорах или неясности предмета договора)», — рассказал Антон Палюлин.
Также стоит особо отметить, что в России расчеты между резидентами производятся в рублях. Попытки расчетов наличной валютой при совершении бытовых сделок или займов могут повлечь за собой штраф в размере от 20 до 40% от суммы сделки по ст.15.25 КоАП РФ за нарушение валютного законодательства.
Из общих рекомендаций при расчетах наличными хотелось бы выделить:
- Всегда оформляйте сделки письменно, чтобы избежать недоразумений;
- Перед заключением сделки рекомендуется проверить личность и дееспособность контрагента;
- При крупных сделках целесообразно проконсультироваться с юристом для минимизации рисков.