Как не стать жертвой финансовых мошенников: простые способы защитят от обмана
Эксперт Андрюшкин: Цель мошенника – вызвать у жертвы чувство безысходности
Финансовое мошенничество — древнее и неискоренимое явление. Оно меняло формы, но всегда присутствовало в финансовых операциях людей. С развитием технологий это зло не исчезло, а стало более изощренным.
Фото: freepik.ru
Для защиты от мошенничества приходится отслеживать его признаки и держать руку на пульсе. В беседе с RuNews24.ru заместитель председателя правления СДМ-Банка Вячеслав Андрюшкин раскрыл способы, как обезопасить себя.
Существует несколько основных признаков того, что вы столкнулись с мошенниками. Во-первых, с вами связываются с неизвестных номеров. Однако мошенники используют и технологию подмены номера, поэтому даже если вы получаете звонок с официального номера банка, все равно стоит проявить осторожность.
Во-вторых, преступник представляется сотрудником банка, представителем полиции или других органов власти. Мошенники делают это, чтобы вызвать подсознательное чувство доверия у жертвы. В-третьих, при общении вас запугивают и убеждают, что отправить деньги – это единственный способ избежать «катастрофы». В-четвертых, мошенники стремятся решить вопрос как можно быстрее, поэтому в разговоре будут давить на срочность, говорить, что времени «на подумать» нет и так далее. Цель мошенника – создать у жертвы чувство безысходности, ограничить пространство для размышлений и трезвой оценки ситуации.
«Еще один «красный флаг» – звонки через мессенджеры. Первый звонок может быть и через обычный телефон, но дальше чаще всего будет мессенджер. Требование о неразглашении – тоже 100% маркер жуликов. Кроме того, просьбы назвать коды из смс от собеседника – тоже очевидный признак попытки мошенничества. Про это уже много раз сказано, но люди упорно продолжают называть их. Чтобы обезопасить себя, надо быть внимательными при получении звонков с неизвестных номеров. Если вам говорят, что звонят из банка – положите трубку и перезвоните сами по официальному телефонному номеру вашей банковской организации. Более того, сегодня существует масса приложений, которые сами определят, что вам звонят или пишут мошенники и заблокируют их», — объясняет Вячеслав Андрюшкин.
Но можно ли предотвратить кредитный обман? Это способ мошенничества, когда у вас отнимают не просто деньги, имеющиеся в физическом наличии, а кредитные средства, которые вас вынуждают взять. Чаще всего, используется все та же схема: звонок, чувство безысходности и взятый кредит во избежание больших проблем.
Кроме того, мошенники могут сами взять потребительский кредит на ваше имя. Жертвами таких преступлений могут стать граждане, потерявшие паспорт. В банк обращается человек, максимально похожий на владельца документа, либо преступники могут заменить фото в документе. Поэтому при утрате паспорта необходимо незамедлительно подать объявление в СМИ и обратиться в отдел управления миграции МВД РФ с заявлением на восстановление утраченного документа.
«По этой же причине опасны и «сливы» персональных данных: получив их, мошенник может взять на вас кредит. Также мошенники могут имитировать банковских брокеров, получать ваши паспортные данные, а затем сообщать, что во всех банках получили отказ, хотя на самом деле оформили на вас кредит. В связи с этим нужно внимательно относиться к своим персональным данным – не оставляйте их на подозрительных ресурсах, не храните в переписках в социальных сетях и мессенджерах, не делитесь с незнакомыми людьми», — делится эксперт.
Нередко финансовые преступники атакуют ваши банковские карты. Чтобы защитить их, во-первых, не оставляйте данные банковских карт на сомнительных ресурсах. Во-вторых, не делитесь ни с кем CVV (код на обратной стороне карты), не храните фотографии карточек в социальных сетях или мессенджерах.
В-третьих, при совершении транзакций не сообщайте никому коды из смс. В-четвертых, ставьте автоматические ограничения на крупные траты или взятие кредита: если вам понадобится сделать большую покупку или занять средства у банка, вы легко отмените эти ограничения.
Вячеслав Андрюшкин рекомендует использовать для онлайн-покупок цифровые («виртуальные») банковские карты, каждый раз при покупке пополняя их только на требуемую для оплаты сумму.