Иван Советников: За пять лет незаконные рубки в РФ можно сократить еще в 1,5 раза
Светлана ЗадераРослесхоз продолжает работу над тем, чтобы незаконная древесина не попадала на рынок. Ожидается, что в ближайшие 3-5 лет незаконные рубки в стране можно будет сократить еще в 1,5 раза. О прогнозе по лесным пожарам, контроле за древесиной будущего и итогах работы ведомства за 20 лет в интервью «Российской газете» рассказал глава Рослесхоза Иван Советников.Сергей Фадеичев/ТАСС
В этом году ведомству исполняется 20 лет. Какие главные итоги работы вы можете подвести?
Иван Советников: Лесному ведомству России уже больше 300 лет, оно появилось еще при Петре I. Соответственно, лесники имеют очень долгую и богатую традицию отдельного ведомства, которое занимается только лесами. При этом в современном формате, как федеральное агентство лесного хозяйства, Рослесхоз был создан в марте 2004 года. И в этом году мы действительно отмечаем 20-летие.
Иван Советников: Ключевая цель — исключить незаконную вырубкулесов в промышленных масштабах. Фото: Юрий Лепский
За 20 лет мы добились больших результатов. Во-первых, сегодня система мониторинга лесных пожаров, в первую очередь я говорю о космическом мониторинге, одна из лучших в мире. Мы видим возгорания на крайне удаленных территориях и на малых площадях. Это позволяет, с одной стороны, четко понимать, где и что горит, с другой — очень быстро и оперативно принимать меры реагирования. Также у нас есть обновленная Авиалесоохрана. Сегодня это бойцы федерального спецназа, которых больше тысячи человек, шесть вертолетов МИ-8, которые смоделированы и оснащены под нужды лесных пожарных. Также подразделения Авиалесоохраны работают по всей стране от Читы до Московской области.
У нас есть мощные подведы: Рослесозащита и Рослесинфорг. Мы ведем активную цифровизацию всего лесного комплекса, контролируем все виды работ: начиная от рубки насаждений и заканчивая посадками и уходами за ними. Также мы занимаемся лесоустройством на площади более 20 миллионов гектаров. Мы добились крайне низкого объёма незаконных рубок по стране.
Но совершенно очевидно, что, несмотря на все эти достижения, нам есть куда идти и есть куда развиваться. Практически по всем блокам нашей работы у нас очень большие амбициозные задачи, которые, надеюсь, еще и 20, и 30, и 40 лет лесное ведомство России будет успешно решать.
Есть ли задачи, которые вы ставите конкретно для себя, например, на будущую пятилетку?
Иван Советников: Первая важная задача — это реализация указа президента по сокращению площади лесных пожаров. У нас очень амбициозная задача в два раза снизить площадь лесных пожаров в России. При этом добиться ликвидации пожаров в первые сутки. Это непростая цель, и мы уже первые шаги сделали, но совершенно очевидно, что очень большая работа предстоит.
Вторая важная задача, это завершение цифровизации лесного хозяйства. Мы запустили ФГИС ЛК (цифровая платформа, объединяющая в себе госуслуги и данные о лесном фонде и обороте древесины — прим. ред), в марте подключаем последние девять регионов. Задача стоит в том, чтобы все процессы, которые происходят на всех уровнях в лесном хозяйстве, мы видели в режиме реального времени.
Инфогафика «РГ»/ Александр Чистов / Светлана Задера
Третья — увеличить мощность федерального лесоустройства. Мы сегодня делаем большие объемы, но должны делать, конечно, еще больше. И четвертая важная задача, которую мы должны решить, она была поставлена в послании президента, это повышение зарплат сотрудникам лесного хозяйства.
Несмотря на то, что лесники делают очень большую, важную и ответственную работу, к сожалению, назвать их зарплаты соответствующими уровню этой работы пока сложно. И мы ставим перед целью вывести зарплаты специалистов на хороший уровень.
Вице-премьер Виктория Абрамченко заявила, что с 2018 года ведомству удалось сократить незаконные рубки на 58%. Как вы считаете, насколько еще возможно сокращение?
Иван Советников: Ключевая цель — исключить промышленные незаконные рубки. То есть, чтобы незаконно не вырубали леса в промышленных масштабах, и чтобы незаконная древесина не попадала на рынок. При этом совершенно очевидно, что всегда будут точечные явления, когда не очень сознательный гражданин пошел в лес, срубил на дрова березку, или кто-то при стройке объекта задел бульдозером дерево. Такие случаи будут, их, наверное, под ноль не ликвидировать. Но я думаю, что за 3-5 лет мы сможем сократить незаконные рубки еще в 1,5 раза.
Сколько сейчас в России рубят незаконно?
Иван Советников: В прошлом году объем незаконных рубок составлял почти 457 тыс. кубических метров. Мы зафиксировали почти 9,6 тыс. таких фактов. Количество и объемы незаконной рубки снижаются. Например, в 2022 году было 11 тысяч таких случав общим объемом 647 тыс. кубических метров.
За прошлый год возбуждено 5,7 тыс. уголовных дел, общая сумма административных штрафов составила 10 миллионов рублей. У нас есть хороший, интересный опыт, когда мы массово изымаем технику. В Приморском крае молодцы.
Но тоже важный аспект: легально в России заготавливается 180-190 миллионов кубических метров. Нелегальный объем, как я уже сказал, 456 тыс., то есть это 0,3% объема легальной заготовки.
На выставке «Россия» вы заключили соглашение о передаче незаконной древесины с земель обороны и безопасности на торги. Сейчас уже понятно, сколько древесины может быть вовлечено в оборот? И что с ней делали раньше?
Иван Советников: Объем древесины на землях Минобороны небольшой и пока таких торгов не было. В идеале, такая древесина и раньше должна была передаваться на торги, но не было порядка, не было должного взаимодействия между нами и коллегами. Сейчас такое взаимодействие появилось, посмотрим, как это будет работать на практике. Речь идет о небольших объемах, которые не измеряются в тысячах кубов.
А что делается вообще с нелегальной древесиной?
Иван Советников: Эта древесина в рамках уголовного дела сначала рассматривается как вещдок. Потом все органы следствия принимают решение о ее реализации. Она выходит на торги, так же, как и любой другой не запрещенный в обороте незаконный товар.
Какую работу планирует провести Рослесхоз в рамках нового нацпроекта «Экономика данных»?
Иван Советников: Мы взаимодействуем с коллегами из Минцифры России, уже участвуем в действующем федпроекте «Цифровое государство». Сейчас на замену приходит «Экономика данных». И у нас масштабные планы. В первую очередь, мы с помощью экономики данных планируем обеспечить видеонаблюдение за всеми лесными пожарами: по всей стране развернуть систему видеомониторинга. Эта система у нас уже есть и активно используется, но далеко не во всех регионах.
Мы хотим всю наземную зону мониторинга накрыть системой видеонаблюдения. То есть камеры, которые располагаются на вышках связи, будут в режиме реального времени автоматически выявлять возгорание и передавать данные в лесопожарную службу. Кроме того, у нас очень амбициозные планы по развитию ФГИС ЛК, по развитию цифровых наших платформ.
Вы начали внеплановые проверки по подготовке регионов к пожароопасному сезону, какие нарушения выявлены?
Иван Советников: Мы традиционно с 1 марта начинаем проверки регионов. В этом году особенность в том, что они двухэтапные. Сначала документарная проверка, а потом на физическую готовность. Проверки только начались, говорить о результатах преждевременно. Традиционно у нас много вопросов к горимым регионам, которые находятся в северной части страны. Их проверка начнется в середине апреля.
Все ли регионы прислали сводные планы тушения пожаров?
Иван Советников: По закону регионы должны с 20 февраля сдать все сводные планы тушения лесных пожаров. Все регионы нам их сдали. Большинство мы уже утвердили, а оставшиеся утвердим буквально в ближайшие дни. Именно по сводному плану больших нареканий нет. Когда возникают вопросы, мы связываемся с регионами. Они достаточно оперативно дорабатывают.
Лесные пожары — это проблема не только нашей страны, с ней борются и в США, и Канаде и многих других странах. На каком уровне техническое оснащение России? Мы в лидерах или отстанем от других стран?
Иван Советников: Мы тут не конкуренты. К сожалению, везде, где есть леса, там происходят лесные пожары. Человечество за тридцать тысяч лет эволюции так и не научилось правильно обращаться с огнем.
В Австралии, Новой Зеландии, Россие, США, Бразилии, Чили, Греции, Испании везде есть лесные пожары.
Мы если и соревнуемся, то только в том, чтобы их не допускать, и чтобы лесные пожары причиняли меньше вреда. И здесь у каждой страны есть свои успехи и поражения. У коллег из Казахстана в том году была трагическая ситуация с гибелью лесных пожарных, и с крайне крупным лесным пожаром не далеко от нашей границы.
В 2023 году также были очень большие сложности с пожарами у Канады. Из-за чего дым накрыл Нью-Йорк, люди три недели не могли дышать из-за того, что канадские лесные пожарные не смогли справиться с ситуацией. Также уже в феврале этого года была очень сложная ситуация в Чили, там огонь распространился на большие площади, была угроза населенным пунктам.
В техническом плане мы на очень высоком уровне. Особенно после запуска федпроекта «Сохранение лесов», мы существенно обновили лесопожарную технику. К концу года мы должны достигнуть 100% показателя по обновлению парка, у нас вся техника будет нормативного срока, новая. Вся техника, кстати, отечественного производства. И в плане лесопожарной техники у нас прямо хорошие образцы и тяжелых бульдозеров, и тяжелых автомашин, и тракторов.
Конечно, всегда хочется большего. Особенно в плане авиационной составляющей. Но только за последние три года мы приобрели пять бортов МИ-8, активно взаимодействовали с коллегами из МЧС России. Они предоставляют свою технику, когда осложняется ситуация по лесным пожарам. Так что, мы вполне на уровне наших коллег из других стран.
Есть ли уже прогноз, где будут сильные лесные пожары в этом году?
Иван Советников: Да, и в этом мы ориентируется в том числе на погодные данные от Росгидромета. Пока март прогнозируется более-менее спокойным, озабоченность вызывают только несколько регионов: это Астрахань, Приморье, Краснодар. В апреле будет прогреваться территория Омской, Томской и Амурской областей, юг Урала и Южный федеральный округ.
Конечно, у нас ожидаются горячие майские праздники. Когда территория уже прогрелась в Центральной России, юге Урала и юге Сибири. Люди традиционно идут на шашлыки, открывают дачный сезон. К сожалению, несмотря на прямые запреты, выжигаются поля, возникают ландшафтные пожары, которые грозят переходом огня на земли лесного фонда. Ежегодно, почти 90% лесных пожаров весной — дело рук человека.
Традиционно все силы лесного хозяйства, пока люди будут отмечать 1 мая и 9 мая, будут охранять леса от лесных пожаров.
Стоит ли ожидать, что в некоторых регионах на майских праздниках будут введены ограничения на посещение из-за пожароопасной обстановки?
Иван Советников: Мы не исключаем этого. Конечно, конкретные решения будем принимать позже, ближе к концу апреля, когда поймем реальную погоду на майские праздники. Но мы ожидаем, что в некоторые лесничества придется закрывать на майские праздники. Потому что пока прогноз не внушает оптимизма.
И хоть гражданам будет приятно, ведь на майские обещают солнце и хорошую погоду. Лесников это традиционно печалит, и мы с удовольствием поменяли бы погоду на дождь.
В каких регионах такую меру стоит ожидать?
Иван Советников: В Центральном федеральном округе будет более-менее спокойно. Более сложную ситуацию мы ожидаем в Амурской области, ЕАО, Кургане. В зоне риска Омск, Тюмень, и, конечно, регионы Юга России и Приволжья.
Президент в послании федеральному собранию сказал о повышении заплат сотрудникам, которые работают в лесном хозяйстве. Насколько и когда она может быть повышена?
Иван Советников: Президент дал четкие указания повысить зарплату сотрудникам лесного хозяйства. Повышение мы планируем уже с 1 января 2025 года.
Сейчас совместно с Минфином прорабатываем бюджетные объемы финансирования. Задача сделать так, чтобы зарплата сотрудников лесного хозяйства была не ниже, чем средняя по региону. Очевидно, что у нас есть северные регионы, требующие больше денег на жизнь. Поэтому общую по стране зарплату странно считать, нужно смотреть ее в каждом регионе. Не думаю, что мы сможем достигнуть цели сразу с 1 января 2025 года. Наверное, будет какое-то поэтапное повышение.
А сейчас она в среднем насколько ниже?
Иван Советников: Регионы очень разные. Где-то она уже близка или соответствует средней по региону. Есть, к сожалению, регионы, где она сильно ниже. Я просто не хочу никого обижать или хвалить. Конечно, во многих случаях губернаторы за счет регионального бюджета повышают зарплату лесникам. Но есть регионы, которые экономически это сделать не могут. И мы должны им помочь.
С 1 сентября заключение договоров аренды для приоритетных инвестиционных проектов возложено на Рослесхоз. Сколько проектов принято? Сколько находится на рассмотрении? Какие регионы лидируют?
Иван Советников: Заключено 24 договора аренды с объемом заготовки почти 2 миллиона кубов на площади почти 1,3 миллиона гектаров. Это Кировская, Томская, Калужская, Иркутская, Вологодская, Красноярская, Архангельская области, Коми, Карелия и Хабаровский край. География неплохая, проекты самые разные, начиная от лесопиления и заканчивая целлюлозно-бумажными производствами.
Как идет внедрение системы ФГИС ЛК? Когда к ней получат доступ все регионы?
Иван Советников: На начало марта 81 регион получил доступ и уже в системе. Восемь оставшихся регионов получат доступ до конца месяца. Сейчас идет перенос данных. Это действительно огромная работа, потому что все данные у регионов были на бумаге.
Я думаю, в ближайшие месяцы наши усилия будут сфокусированы на том, чтобы корректно перенести данные. Предполагаю, что справимся с этим к середине лета.
Какие регионы остались?
Иван Советников: Красноярский край, Иркутская область, Санкт-Петербург.
Со следующего года в обновленном федпроекте «Сохранение лесов» планируют учитываться качественные показатели восстановления лесов. Можете ли рассказать подробнее, как это будет происходить? Какие будут нормативы? И планируется ли внести еще изменения в федпроект?
Иван Советников: У нас будет новый проект «Сохранение лесов», потому что текущий заканчивается в 2024 году. Напомню, с 2021 года площадь лесовосстановления превышает площади вырубленных и погибших деревьев. Больше конкретики пока дать сложно, так как сейчас проходит обсуждение объемов финансирования проекта.
Во многом от объема финансирования будет зависеть перечень мероприятий, которые войдут в федпроект. Но мы заинтересованы в том, чтобы включить не просто лесовосстановление, а полный цикл воспроизводства лесов. Начиная от работы с семенами, развитие питомников, уход за посадочными культурами, агротехнические и лесхозяйственные уходы.
Такие уходы делаются и сейчас, но совершенно очевидно, что объемов недостаточно. Нужно их увеличивать. При этом важно отметить, что у нас есть нормативный критерий приживаемости деревьев — не менее 80%.
Мы в течение года после посадок проводим учет и смотрим, как прижились деревья. Если показатель не достигается, то мы либо пересаживаем, либо досаживаем культуру.
Российская газета — Федеральный выпуск: №53(9295)
Источник