Игра как инструмент: эксперт рассказала о новом направлении в сфере образования
Алиса Решетникова: Игропрактика — ключ к эффективному обучению и сотрудничеству
В настоящее время игропрактика стала одним из ведущих инструментов в таких сферах, как психология, бизнес и образование, поскольку через игру можно эффективно обучать и развивать определенные навыки. Алиса Решетникова, психолог номинант Премии крупнейшего международного сообщества «Лучшая ведущая игры» объяснила нам, что это такое и как это работает.
Фото: okgordina.ru
«Игропрактика включает в себя использование различных игровых форм и элементов в образовательных и терапевтических процессах. Игры могут быть как настольными, так и игровыми тренингами, ролевыми играми и другими активностями, которые обеспечивают вовлеченность участников. Главной целью игропрактики является создание безопасной и комфортной среды, которая способствует обучению, развитию личности и улучшению межличностных отношений»-пояснила Алиса Решетникова, психолог, ведущая игр.
Эксперт Решетникова отметила, что в настоящее время наблюдается рост числа игропрактиков, но не все из них обладают необходимыми компетенциями. К сожалению, вместо помощи некоторые могут причинить вред. Во главе крупнейшего сообщества игропрактиков стоит Светлана Сагеза, а среди основателей таких игр можно выделить Геллера и Елисеева – это настоящие «прародители» игровой практики, которые внесли значительный вклад в ее развитие и задают стандарты.
Сейчас существует огромное количество разнообразных игр. Все игровые процессы следуют определенным алгоритмам. Психолог рассказала, что с каждым годом появляются все более изощренные механики. Для успешного ведения игр нужно «дорасти» до этого, поскольку многие стремятся получить быстрые результаты прямо здесь и сейчас. Игровая практика действительно позволяет быстро освоить навыки и достичь осознаний, внедряя их в жизнь. На игровом поле участники могут протестировать свои стратегии и увидеть, как они работают на практике. Это позволит быстро выявить неэффективные подходы и внести коррективы.
«Буквально в двух-трехчасовой игре можно получить результаты, которые могут заменить несколько сессий терапии. Однако я считаю, что не каждый человек без соответствующей подготовки должен вести игровые практики. Для достижения эффективных результатов необходимо наличие определенных навыков, например, психологического или коучингового образования, умения задавать правильные вопросы и слушать людей. Чем более разносторонним и эрудированным будет игропрактик, тем значительнее будут результаты. В течение своих 18 лет практики я накапливала знания из различных областей, включая психологию, коучинг и медицину, что позволяет мне замечать и регулировать возникшие в процессе игры ситуации, а также справляться с эмоциональными реакциями участников.
Игры могут стать мощным инструментом не только для личностного развития, но и для формирования имиджа бренда. Они используются в корпоративной среде для создания обучающих программ, командообразования и других направлений. Гибкость и разнообразие подходов позволяет игропрактикам разрабатывать уникальные игры, подстраиваясь под конкретные запросы клиентов.
Сейчас игропрактика становится полноценной профессией, и для этого даже открываются факультеты в институтах дополнительного образования, где готовят специалистов. Направлений много: от психологических и коучинговых до творческих и развлекательных. Важно, чтобы игропрактик имел в своем арсенале профессиональные знания, например, в психологии, менеджменте или педагогике, так как это поможет создать доверительную атмосферу, необходимую для работы.
Эксперт добавила, что игры требуют от практикующего специалиста понимания принципов групповой динамики и основ игровой терапии. Это значит, что навыки общения, урегулирования конфликтов и ведения диалога должны стать неотъемлемой частью его работы. Эмпатия и умение адекватно реагировать на эмоции игроков также играют важную роль. В качестве дополнения стоит отметить, что грамотная речь и ораторское мастерство могут сделать процесс взаимодействия более приятным и продуктивным. В итоге, игропрактик – это многогранный и универсальный специалист, который должен заранее подготовить себя к работе с разнообразными группами, будь то дети или взрослые, учитывая все особенности и возрастные факторы.
Существует множество разработчиков, которые могут создать индивидуальные игры, адаптированные под конкретного человека или эксперта, чтобы тот мог через игру демонстрировать свои навыки и компетенции. В предстоящие годы, особенно к 2025, будет отмечен растущий интерес к созданию «под ключ» игровых решений, которые отражают уникальные процессы и подходы каждого мастера. Игра становится инструментом, с помощью которого человек может презентовать себя и свои способности, поэтому важно уделять внимание как дизайну, так и механике игр, которые могут быть индивидуально настроены под клиента.
Игровая практика охватывает широкий спектр направлений. Существуют психологические, тренинговые, обучающие и диагностические игры, направленные на развитие финансовой грамотности, корпоративные игры, командообразующие и многое другое. Игропрактика сегодня рассматривается как полноценная профессия, и в институтах уже предлагаются программы профессиональной переподготовки для будущих специалистов в этой области.
Игры могут быть разных типов: женские, деловые, образовательные, навыковые, терапевтические и другие. В зависимости от типа игры игропрактик должен обладать соответствующими компетенциями, что требует наличия высшего образования в области психологии, менеджмента, педагогики или других смежных дисциплинах.
Очень важно, чтобы игропрактик был профессионалом, поскольку неопытный человек без подготовки может причинить больше вреда, чем пользы. Игры базируются на доверии, и как у врача, клиент хочет попасть к опытному специалисту, который понимает процесс и может оказать поддержку.
Специалисту нужно знать психологию игры, принципы групповой динамики, а также основы игровой терапии. Компетенции в области общения, разрешения конфликтов и ведения диалогов также играют ключевую роль. Чем больше практического опыта у игропрактика, тем выше вероятность успешного проведения игры. Важными качествами являются эмпатия, способность адекватно реагировать на эмоции игроков и умение поддерживать доверительные отношения. Красивый, структурированный и осознанный язык общения тоже очень важен, поскольку он делает процесс более комфортным для участников.
Кроме того, игропрактик должен уметь работать с метафорами, проявлять гибкость мышления и креативность, так как участники игр могут быть самыми разными. Важно быстро ориентироваться в ситуации, чтобы создать правильную атмосферу. Лидер в игре также должен быть в ресурсе, чтобы сохранять объективность и уметь управлять эмоциями участников.
Эмоциональный интеллект играет значимую роль — умение считывать эмоции, обсуждать их и экологично выражать свои мысли, сохраняя при этом позицию наблюдателя. Важно уметь импровизировать и управлять конфликтами, а также соблюдать границы, координируя процессы игры.
И в заключение, игропрактик должен быть максимально «чистым» и проработанным, чтобы не переносить на участников свои собственные проблемы и дефициты. Люди обращаются к игропрактикам в поисках облегчения и новых эффективных алгоритмов жизни, поэтому очень важно, чтобы специалист имел необходимую квалификацию и не создавал дополнительные комплексы для своих подопечных. Тяжело наблюдать за тем, как неквалифицированные специалисты затрудняют процесс игры, не умея связать даже несколько слов, что нарушает динамику и смысл взаимодействия».
Игропрактика в России — это динамично развивающееся направление, которое имеет огромный потенциал для создания комфортной и продуктивной среды обучения и социального взаимодействия. Использование игровых методов поможет не только в образовательной сфере, но и в терапии, что делает эту практику актуальной и важной для общества. Игропрактика уже сегодня занимает важное место в жизни многих людей и, несомненно, продолжит развиваться в будущем.