Игорь Бутман — о Московском джазовом оркестре и предстоящем туре
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Недавно Московский джазовый оркестр отметил 25-летие и анонсировал тур по России. Мы воспользовались поводом и поговорили с основателем коллектива — джазовым музыкантом Игорем Бутманом
В этом году Московский джазовый оркестр отмечает большой юбилей, а его создатель, саксофонист Игорь Бутман, поднимается на очередную ступень. Бутман — один из классиков джаза в России, послужной список которого включает в себя концерты на самых престижных мировых площадках, опыт работы с известными группами и целый перечень наград, включая Премию ООН. Мы обсудили планы его коллектива, предпочтения в музыке и даже отношение к ювелирному искусству.
Московскому джазовому оркестру — четверть века, как вы отметили эту дату?
Четверть века — цифра серьезная, поэтому мы со всей ответственностью подошли к программе празднования. Начали в столице: здесь прошли три гала-концерта в Театре Эстрады. Первый — под эгидой единения джаза и академической музыки, где мы выступили с камерным ансамблем «Солисты Москвы» Юрия Башмета, а также с оперной дивой Хиблой Герзмавой. Следующий концерт мы отыграли с артистами популярной и джазовой музыки: Валерием Сюткиным, Сергеем Мазаевым и Fantine. 3 октября представили нашу коллаборацию с театром — вместе с Алексеем Гуськовым показали перформанс «Джаз от первого лица», посвященный столетию российского джаза. Затем у нас будет Санкт-Петербург, Сибирь и все-все города: мы дадим 25 концертов в честь юбилея. Также выпустим новый альбом, посвященный музыке великих русских композиторов: Александра Бородина и Модеста Мусоргского.
Назовите, пожалуйста, основные этапы в истории коллектива.
Первый этап — это то, как мы собрались и начали вместе играть. В 1999 году я стал арт-директором клуба Le Club, сейчас он носит название «Джаз-клуб Игоря Бутмана». У меня была мечта, что если я когда-нибудь открою джаз-клуб в Москве, то каждый понедельник там обязательно будет играть биг-бэнд по образу и подобию знаменитого оркестра Тэда Джонса и Мэла Луиса в Нью-Йорке. Он уже больше 50 лет играет в клубе Village Vanguard каждый понедельник. Основателей оркестра уже нет в живых, но сам он продолжает существовать и соблюдать эту замечательную традицию.
Следующий этап — наша первая поездка в Америку. По приглашению Уинтона Марсалиса мы два дня играли в Линкольн-центре. Это было историческое событие: напротив друг друга сидели два оркестра: оркестр Линкольн-центра при участии Уинтона Марсалиса и биг-бэнд Игоря Бутмана — два великолепных оркестра, состоящие из блестящих музыкантов. Мы достойно представили нашу страну и российскую джазовую школу. Для нас это был огромный опыт и огромная честь. Я очень благодарен Уинтону за то, что он рискнул и пригласил российский оркестр выступить вместе со своим оркестром. Рискнул не потому, что мы играли лучше (Смеется.), а потому, что нашел возможность пригласить такой большой коллектив в Нью-Йорк.
Конечно, запомнились наши первые коллаборации с Ларисой Долиной, она стала первой знаменитой солисткой, которая выступила с нашим оркестром. Мы сделали программу «Карнавал джаза». И этот опыт был важен для становления и статуса оркестра.
Большое значение имеют наши выступления с великими мировыми звездами на фестивале «Триумф джаза». Это первый фестиваль, который я организовал со своей командой, в 2025 году ему исполнится 25 лет. На втором «Триумфе джаза» с оркестром солировали Ди Ди Бриджуотер, Кевин Махогани, Билли Кобэм, Джо Ловано, Рэнди Брекер, Гэри Бертон и другие.
Затем начинают появляться первые альбомы. Сначала Eternal Triangle, записанный совместно с американским трубачом Рэнди Брекером в 2003 году. Потом наш концертный альбом-коллаборация с Николаем Левиновским — Moscow@3am — там звучит труба Уинтона Марсалиса.
За всю историю оркестра мы на постоянной основе сотрудничали только с двумя композиторами и аранжировщиками, они подходили мне по духу с самого начала нашего знакомства: это Виталий Долгов и Николай Левиновский. Виталия Васильевича уже нет с нами, а Николай до сих пор работает и пишет для оркестра различные программы и аранжировки. У нас есть программы академической музыки, классического джаза, современного джаза. Так что это тоже главная веха — то, что я работаю с двумя выдающимися аранжировщиками. Сейчас появляются новые вехи на этом пути — хорошо заявила о себе молодая аранжировщица Кристина Крит, прекрасные аранжировки делает для оркестра Павел Овчинников.
Потом была большая поездка по американскому Среднему Западу. Слушатели нам говорили, что мы открыли для них джаз. Удивительно, но это факт. Мы открывали джаз в городах, о существовании которых не все американцы знают. Это для нас тоже была большая честь.
Огромный опыт мы получаем, сотрудничая с Юрием Башметом, с его камерным ансамблем «Солисты Москвы», с оркестром «Новая Россия». Сейчас тенденция сотрудничества с оперными исполнителями продолжается: с нами выступают Ильдар Абдразаков, Хибла Герзмава. Конечно, надо сказать, что с самого начала истории оркестра с нами пел и вдохновлял нас Сергей Мазаев — тоже эпоха. Мы до сих пор, помимо дружбы, поддерживаем с ним творческие отношения, он иногда выступает с нами на концертах. Большая программа была сделана к юбилею Валерия Сюткина и моему юбилею в 2021 году, она дала импульс к нашим следующим совместным выступлениям, прошедшим в Театре Эстрады.
В 2018 году мы выступили на All Star Global Concert Международного дня джаза — это главный джазовый концерт в мире, и наш оркестр стал первым биг-бэндом, который пригласили к участию.
А совсем недавно мы выступили возле Великой Китайской стены.
Поменялись ли как-то ваши личные предпочтения в музыке и искусстве за это время?
Серьезных изменений нет, но я постоянно открываю для себя что-то новое. Новые музыкальные направления, например. Также я стал больше слушать классическую музыку и оперу.
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБКПоменялось ли что-то лично в вас?
Стало больше требовательности к себе и ответственности. У нас уже есть имя, но его надо каждый раз поддерживать и поддерживать очень мощно. Репутацию очень тяжело заработать, но очень легко потерять.
За последние несколько месяцев сильно обновился состав оркестра: пришли три молодых, но очень талантливых трубача и такой же яркий саксофонист. Видно, они готовы со всей ответственностью хорошо работать. А я готов больше времени уделять их музыкальному развитию.
Расскажите, кто вам помог организовать тур в честь 25-летия?
Наши юбилейные гастроли пройдут при поддержке департамента культуры Москвы и региональных министерств и учреждений культуры. Очень символично, что юбилей Московского джазового оркестра поддерживает бренд MIUZ Diamonds. Для нас огромная радость и честь, что такие крупные игроки на рынке украшений видят в нашей музыке вдохновение для представления своей продукции. Это очень приятно. Это признак того, что мы популярны и можем влиять на вкусы людей. MIUZ Diamonds создает великолепные ювелирные изделия, хочется сделать так, чтобы эта красота нашла своих обладателей, которые любят, знают и ценят джазовую музыку.
Как вы думаете, могут быть ювелирное искусство и джаз как-то связаны?
Конечно. Каждое искусство должно иметь вдохновение. Можно просто взять кусок блестящего металла или камня, и он не будет восхищать, не будет поражать, не будет тем камнем, которым люди смогут, во-первых, восхититься, а во-вторых, отдать за него достаточно большую сумму. Ювелиру нужно вдохновение, чтобы он придумал сочетание, дизайн, размер этого произведения искусства, чтобы потом его кто-то приобрел и радовался. Поэтому джаз и ювелирные изделия очень близки — они исполнены мастерами.
А как вы сами относитесь к украшениям? Носите ли вы их?
Из украшений у меня есть обручальное кольцо и часы. Помимо того что часы функциональны, они также выступают украшением.
Что вы слушаете прямо сейчас? Какие песни и композиции чаще других звучали в вашем плейлисте последнюю неделю?
Последнее время я часто слушал некоторые бразильские песни, потому что недавно мы играли на празднике, посвященном Дню независимости Бразилии. Поэтому я слушал таких артистов, как Стэн Гетц, Эл Джерро. Также совсем недавно я слушал Мусоргского «Картинки с выставки». Послушал наш альбом, чтобы понять, какие старые пьесы мы можем использовать для тура. И Deep Purple — чуть-чуть для разнообразия.
А нравится ли вам то, что происходит с современной музыкой в России и в мире? Какое место в ней занимает джаз?
Честно говоря, я сейчас не слушаю много современной музыки — ни отечественной, ни зарубежной. Просто не хватает времени. Когда еду в машине, радио выключаю. Те музыканты, которые выступают у нас на фестивалях, мне нравятся. Новый альбом L’One очень хороший, Полина Гагарина недавно выступала — ее музыка тоже мне нравится. Прекрасные молодые коллективы приезжают на Московский джазовый фестиваль. Что-то современное мне импонирует, но я пока не успеваю вслушиваться, чтобы дать какую-то оценку. Я думаю, что есть много талантливых музыкантов. А джаз сейчас звучит гораздо чаще, мы слышим джазовые импровизации даже у исполнителей поп-музыки. В общем, я слушаю современную музыку, но не так много, как хотелось бы.
Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»