I am that I am: Нино Шаматава — о коллекции Ushatava Research осень—зима 2024
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Сегодня Ushatava — герой проекта «РБК Визионеры» — проведет в Московском цирке показ линии Research. Накануне шоу соосновательница бренда Нино Шаматава рассказала нам, почему коллекция стала личным высказываем на тему принятия себя
Коллекция Ushatava Research осень—зима 2024 — не просто традиционное подиумное высказывание команды модного дома. На этот раз это очень персональная история Нино, которая теперь целиком и полностью взяла на себя роль худрука марки и которая сегодня исследует посредством одежды себя, свое окружение, а заодно и нас с вами.
Сегодняшняя коллекция I am that I am исследует тему принятия себя и своего тела. Почему именно сейчас ты захотела поднять ее?
Мне сложно сказать, почему эта тема появилась в моей жизни именно сейчас. Может, такой возраст, когда все проходят через переосмысление и ищут ответы на определенные вопросы. Одна моя более взрослая знакомая сказала мне: «Ах да, этот увлекательный период в жизни, когда ты пытаешься принять себя». Эти слова натолкнули меня на мысль о том, что тема абсолютно не уникальна, а наоборот, характерна для определенного возраста. Ты начинаешь все больше наблюдать за собой, своими мыслями и ловишь моменты, которые кажутся тебе интересными и волнующими. Ты коллекционируешь такие моменты. Из них рождается мода.
В любом случае получилось так, что эта коллекция — про достаточно честный диалог с собой. В процессе работы я поняла, что принять себя только через тело нельзя. Ты должен копнуть гораздо глубже, понять, из чего ты сделан на самом деле. Проработать тему с точки зрения своего культурного кода, посмотреть внимательно на своих родителей, предыдущие поколения. Я уделила много внимания исследованию темы с точки зрения принятия себя как профессионала, поработала со своим самозванцем.
В итоге в какой-то момент (кстати, совсем недавно) осознала, что рассказываю в этом сезоне историю своей жизни, ее этапы. Начинаю с карикатурного этапа, юношеского, нарочитого декорирования себя, когда мы за красивым фасадом хотим спрятать все то, о чем пока не готовы говорить. Затем идет этап исследования форм, понимания, что нравится. Он достаточно аскетичный по цветам, зато важны форма и детали, потому что это база, на которую ложится все остальное. Следом идет достаточно большой ностальгический блок, когда я окунаюсь в прошлое, обращаюсь к прошлому своих родителей, к нашему культурному и национальному коду, постепенно обнажаю шаг за шагом разные моменты. И через эти размышления прихожу к некоторой чистоте и прозрачности. Я не могу сказать, что мы приходим к истине, находим ее. Не уверена, что это возможно, по крайней мере, в моем возрасте. Но мы точно получаем бесценный опыт, становимся ближе к этой истине. Или нам так кажется.
Сколько образов ожидается в коллекции? Можешь ли ты выделить несколько, которые наиболее точно отражают идею, и объяснить коротко, почему они?
Финальное количество луков — это загадка даже для меня. Работа над коллекцией идет до самого последнего часа. Сейчас могу сказать, что их будет около 50.
1 из 5 Коллекция Ushatava Research осень-зима 2024 © пресс-служба Коллекция Ushatava Research осень-зима 2024 © пресс-служба Коллекция Ushatava Research осень-зима 2024 © пресс-служба Коллекция Ushatava Research осень-зима 2024 © пресс-служба Коллекция Ushatava Research осень-зима 2024 © пресс-служба
С помощью каких составляющих (цвет, фактура, силуэт) раскрывается тема?
Как я уже говорила, коллекция поделена на блоки. Это можно легко отследить. Для каждого характерны определенные черты. Например, в первом я использую яркие цветочные принты и незамысловатые силуэты. Выбираю плащи-дождевики, нарочито простой элемент одежды, функция которого — покрывать, скрывать. Функция ярких цветов — отвлекать. Это камуфляж нашего времени.
Коллекция Ushatava Research осень—зима 2024
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Второй блок — достаточно классические, уже узнаваемые силуэты Ushatava. Здесь акцентирую внимание на формах. Через них я говорю об особенностях нашего тела. Высоко поднятые плечи пальто и пиджаков, когда мы втягиваем шею в надежде остаться незамеченными, выведенные вперед рукава — символ застенчивости, смущения. Мои любимые D-силуэты курток и пиджаков я распространила и на рукава.
Третий блок — про ностальгию. В нем рассуждаем о прошлом, и не только нашем собственном. Готовясь к коллекции, мы в дизайн-студии много говорили о воспоминаниях, рассматривали детские фотографии и семейные фотоархивы. Так ко мне в руки попало фото молодого папы нашего дизайнера Софы. Очень модный мужчина, в кожаном бомбере и с огромной кепкой-аэродромом на голове. Какая красивая кепка. И она оказалась так знакома нам всем. Мы собрали эту кепку в студии, затем в процессе работы над коллекцией развили ее форму — нарочито увеличили, удлинив переднюю часть. Теперь кепка закрывает практически все лицо.
Коллекция Ushatava Research осень—зима 2024
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Вообще, семейные фотографии прошлых лет стали большим источником вдохновения. Моя тетя прислала небольшой архив семейных фото периода молодости моей бабушки, 1950-е годы. Какие там все красивые…
Мудборд к коллекции Ushatava Research осень—зима 2024
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
У меня сложилось впечатление, что они очень серьезно наряжались каждый день и прогуливались по улицам Грузии, а фотографы просто ловили их в кадре у дерева. Эти безупречные укладки и макияж (кстати, моя бабушка не носила макияж, как и я сейчас), красивые легкие платья, каркасные сумки. Меня всегда очень волновала тема нижнего белья, комбинаций прошлых лет. Я очень часто встречаю их в винтажных магазинах по всему миру и могу часами рассматривать эти силуэты. Какая ода женским формам. Мы не отказали себе в этом удовольствии, скупили в разных магазинах винтажные комбинации, пересобрали их и сделали серию невесомых платьев разных цветов и силуэтов. Каждое платье создавали индивидуально на манекене, последовательно соединяя разные элементы. Но у них есть одна важная общая особенность: все они закрываются на запах сзади — и их размер можно регулировать с помощью специальной детали.
1 из 6 Коллекция Ushatava Research осень-зима 2024 © пресс-служба Коллекция Ushatava Research осень-зима 2024 © пресс-служба Коллекция Ushatava Research осень-зима 2024 © пресс-служба Коллекция Ushatava Research осень-зима 2024 © пресс-служба Коллекция Ushatava Research осень-зима 2024 © пресс-служба Коллекция Ushatava Research осень-зима 2024 © пресс-служба
Все вязаные вещи уже традиционно делали наши мамы (направление Ushatava Moms, где мамы сотрудников модного дома и другие вязальщицы создают трикотажные изделия. — «РБК Стиль»). Бомбер и шарф из нитей разных цветов полностью состоят из остатков пряжи за весь период существования линии Moms, а накладные плечи, которые лейтмотивом проходят через всю коллекцию, — отсылка к гардеробу моей мамы. Один из образов (с черно-белым свитером) вдохновлен семейной фотографией, на которой мама беременна мной, — на ней свитер с такими же объемными плечами.
И конечно, важное место здесь занимает обувь. Вдохновившись полотнами Доменико Ньоли, мы нарисовали на наших сапогах обувь из 1950-х. Художники расписали вручную более 40 пар сапог и ботильонов.
Коллекция Ushatava Research осень—зима 2024
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Последний, завершающий, блок — блок прозрачных образов, которые мы собрали из капроновых колготок разной плотности. Все шоу построено таким образом, что мы снимаем слои одежды, переходя от объемных, многослойных луков к бельевым и далее к прозрачным, капроновым. Мы сделали из колготок полноценные предметы одежды: пиджаки, рубашки, платья. Как всегда, одной из ключевых тем стали архетипы людей, которые показывают эту одежду. Мы подбирали их особенно тщательно. К каждому луку — свой персонаж.
Коллекция Ushatava Research осень-зима 2024 © ПРЕСС-СЛУЖБА РБКЛокацией для шоу выбран цирк. Почему ты остановилась на этом месте?
Для показа я искала круглую вместительную площадку, позволяющую, как в групповой терапии, быть в непрерывном визуальном контакте друг с другом. В Москве таких площадок почти нет. В процессе поиска узнала, что сейчас ведутся переговоры о реконструкции Цирка на проспекте Вернадского, шедевра советского модернизма. У здания нет статуса памятника архитектуры, поэтому не исключено, что после проведения реконструкции мы его не узнаем. Советский модернизм — это важный пласт культурного наследия страны, который меня вдохновляет. Несколько лет назад в Москву приезжал Рем Колхас и говорил, что здания этого периода нужно сохранять, реставрировать и наделять их новыми функциями. Я не была в цирках с детства, и, когда переступила порог этой площадки, в голове начали возникать неудобные вопросы. Когда ты взрослый человек, все выглядит совсем иначе. Поэтому я полностью согласна с концепцией «реставрация + новая функция» — мне бы хотелось, чтобы с этим цирком поступили именно так.
Нино Шаматава
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»