Грузооборот будущей железной дороги из Сибая на юг оценили в 14 млн тонн
Строительство новой ветки позволит сократить путь грузов из Башкирии до границы с Казахстаном на 250 км
Ежегодный грузооборот будущей железной дороги Сибай — Подольск — Новорудная может достичь 14 млн тонн к 2035 году. Об этом на XX форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана сообщил и. о. первого заместителя премьер-министра правительства РБ, министра экономического развития и инвестиционной политики Рустам Муратов.
«Реализация проекта обеспечит связи уникальных месторождений цветных металлов — Подольское, Северо-Подольское, Восточно-Подольское и Юбилейное — и перерабатывающих предприятий Сибая и Бурибая, что даст нам возможность вовлечь в экономический оборот 200 млн тонн руды», — сказал Муратов.
По его словам, строительство железнодорожной ветки позволит сократить логистическое плечо до приграничных пунктов пропуска «Орск» и «Сагарчин» на 250 км. Протяженность железной дороги от Сибая до станции Новорудная в Новотроицком округе Оренбургской области должна составить 163,8 км, а стоимость — 116 млрд руб.
Заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вольвач заявил, что расширение логистических коридоров даст дополнительную ценность перевозимым товарам.
«С 2015 года мы удвоили товарооборот. Наша задача его удержать на этой высокой планке и, желательно, приумножить. Понятно, что говорить об абсолютных цифрах торговли бессмысленно, не понимая, за счет чего они должны прирастать. Необходимо расширять и увеличивать пропускные способности наших и без того мощных и хорошо работающих логистических коридоров», — сказал Вольвач.
Проект может быть реализован только при условии привлечения частных инвестиций, сообщил РБК Уфа доцент Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета МАДИ, партнер юридической фирмы «Марш энд Вилтс» Андрей Голубчик.
«У государства и РЖД денег нет даже на более насущные и актуальные проекты. Если найдутся частные инвесторы, готовые выложить эту, мягко говоря, немалую сумму, то проект может быть реализован. А опыт строительства железных дорог в последние годы показывает, что планы по стоимости нужно умножать минимум на 1,5, а то и на 1,8. Есть так называемый “эффект влипания”: мы запустили проект, он еще не закончен и не собирается приносить доходы, а наши запланированные деньги уже закончились. Появляются сверхплановые расходы. Возникает ситуация чемодана без ручки: и тащить тяжело, и бросать жалко. Экономика может появиться, только когда это все заработает и начнет приносить доход. Выглядит красиво, но я бы сегодня не очень верил в такие проекты», — говорит эксперт.
Как сообщал РБК Уфа, впервые о проекте строительства железнодорожной ветки из Сибая в южном направлении заговорили в 2021 году. Тогда глава республики Радий Хабиров анонсировал появление железной дороги до станции Сара в Оренбургской области. Ее длина должна была составить 183 км, а стоимость строительства оценивалась в 34,4 млрд руб. Проект включили в стратегию развития башкирского Зауралья.
В 2023 году стало известно, что власти республики хотят привлечь в качестве основного инвестора Уральскую горно-металлургическую компанию (УГМК). Тогда же проект был скорректирован: железную дорогу теперь планируется строить до Новорудной, а стоимость выросла до 116 млрд руб.