Главные вызовы грузоперевозок — дефицит водителей и рост себестоимости
Себестоимость грузоперевозок за год увеличилась в два раза Рынок перевозок растет за счет маркетплейсов и онлайн торговли, основные риски — дефицит кадров, высокая ставка рефинансирования
Суммарная выручка компаний из Новосибирской области в сфере «Транспортировка и хранение» за прошлый год превысила 591 млрд руб, всего в отрасли работают 6,3 тыс компаний, при этом 87% с прибылью, рассказали эксперты на отраслевой конференции «Логистика Сибири» которая прошла в Новосибирске при поддержке ГК «Монополия». По автомобильному транспорту рост грузооборота в 2023 году к показателям 2022 года в Новосибирской области составил 49%.
«В качестве благоприятных факторов для развития отрасли — стабилизация макроэкономических показателей, рост объемов розничной торговли и e-commerce, увеличение спроса на внутренние грузоперевозки и переориентация международных грузовых потоков, а также цифровизация и переход на ЭДО, которые способствуют повышению прозрачности рынка», — рассказала Надежда Маркова, директор группы стратегии сделок и исследований рынка KEPT.
Транспортная инфраструктура играет значительную роль в инвестклимате Новосибирска, так как она повышает мобильность трудовых ресурсов, снижает транспортные издержки предприятий, что сказывается на себестоимости продукции, увеличивает транзитные потоки товаров, создавая дополнительные рабочие места в сфере целого спектра услуг, отметил начальник департамента инвестиций, потребрынка и предпринимательства мэрии города Новосибирска Александр Морозов. «Ее развитие является одним из приоритетных направлений развития Новосибирска», — добавил он.
В Новосибирской области рынок прирастает за счет коммерческого автотранспорта общего пользования, не входящий в автопарки компаний, отметил Анатолий Максимов, президент «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири». В прошлом году рост сегмента составил 4,4%.
Новосибирский транспортный узел традиционно является крупнейшим за Уралом, в его зоне влияния живет порядка 13 млн человек, отметил эксперт. Объем современных складов класса А и В вблизи Новосибирска на начало года почти в десять раз превышает сопоставимый показатель в Красноярске и в 20 раз выше Омска.
Один из главных вызовов отрасли — дефицит кадров. Востребованы водители большегрузных автомобилей, работники складских комплексов. Не решает вопрос дефицита кадров и уровень доходов. По словам Екатерины Дегтяревой, директора hh.ru Сибирь, за два года рост размера предлагаемых зарплат для водителей в Новосибирской области составил 64%, составив 116,6 тыс.руб. «Одна из проблем этой профессии — ее недостаточный престиж, низкий приток молодых кадров», — добавила она. Сейчас почти половина соискателей имеют стаж работы более 10 лет, 80% из них в возрасте старше 55 лет.
Денис Прокофьев, руководитель направления работы с грузовладельцами ГК «Монополия», рассказал и о ситуации с тарифами. На рынке заметен устойчивый тренд на рост затрат перевозчика на километр пути. «За прошедшие три года затраты перевозчиков на транспортировку грузов выросли почти вдвое», — отметил он. Основными причинами роста затрат на перевозку является рост расходов на обслуживание техники и покупку запчастей (30%), рост зарплат водителей грузовиков (30%), рост расходов компаний на лизинг техники после роста ключевой ставки (до 27%), констатируют аналитики цифровой платформы грузоперевозок «Монополия».
На рыночную стоимость перевозки влияет баланс спроса и предложения. Если рассматривать Новосибирск как точку погрузки, то в направлении Урала плотность грузоперевозчиков достаточно высока, что сдерживает рост тарифа. В то время как в сторону, например, Красноярска желающих забрать груз существенно меньше, в связи с чем тариф более динамичен. Если говорить о перспективах следующего, 2025 года, Прокофьев полагает, что ожидать падения затрат на перевозку не стоит в силу текущей экономической ситуации.
Конференция «Логистика Сибири» прошла в Новосибирске 11 октября. Основные темы — тренды рынка, цифровизация логистики и транспорта, государственное регулирование отрасли, финансовая логистика при внешнеэкономической деятельности. Организаторы — РБК Новосибирск и цифровая платформа грузоперевозок «Монополия».
Все фото: Ильнар Салахниев / РБК Новосибирск
«Монополия» — ведущая российская логистическая платформа, объединяющая участников рынка в цифровой среде c помощью сервисов и технологий. К платформе подключены более 8 тысяч перевозчиков и 80 000 транспортных средств.