Эксперт: Калининградская область сможет отказаться от литовского транзита
Через один — два года Калининградская область сможет отказаться от транзита через Литву. Такое мнение высказал руководитель агентства «Максимов-консалтинг» Андрей Максимов порталу «Региональные комментарии».
«Литва сейчас, к сожалению, не очень договороспособна. Мы, в свою очередь, практически прекратили транзит грузов через два других государства Прибалтики, а на литовском направлении закрыли транзит через Клайпеду и стараемся сохранить необходимый минимум железнодорожных перевозок. А параллельно запускаем морские железнодорожные и автомобильные паромы. На линию выходят все новые суда. Тоннаж их увеличивается. В принципе, через год-два мы сможем вообще отказаться от транзита через Литву», — говорит эксперт.
Кстати, на фоне литовских ограничений на перевозку товаров в конце прошлого года глава региона также говорил, что Калининград будет развивать морские грузоперевозки, чтобы перестать зависеть от ограничений Литвы по сухопутному транзиту.
«Нам нужно выйти на такое количество перевозочных мощностей на море, которое нам позволит не зависеть от ограничений. Мы будем идти в сторону полной независимости от решений литовской стороны, хотя для экономики Литвы лучше, чтобы мы этого не делали. <…> В России уже есть достаточное количество судов, если потребуется перевозить весь объём наших грузов морем, и субсидирование морской линии более выгодно России, потому что это рабочие места, транспортные компании в нашей стране», — отмечал Алиханов.
Андрей Максимов считает, что экономика региона начала восстанавливаться после значительного падения в 2022 году на фоне европейских санкций.
«"Автотор" перенацелился на сборку китайских брендов и почти вышел на досанкционные показатели. По всей области идет строительство гостиниц, восстановление исторических достопримечательностей, создание курортных и рекреационных зон. Аэропорт области работает с полной нагрузкой. Приток российских туристов с лихвой перекрыл снижение въезда поляков, литовцев и немцев. Калининградская область становится для отечественных туристов примером русской Европы, как Владивосток стал примером русской Восточной Азии», — констатирует эксперт.
Напомним, на прошлой неделе Литва снизила квоты на железнодорожный транзит в и из Калининградской области на основную территорию России примерно на 20% в 2024 году. При этом, тарифы на перевозку по своей территории литовцы подняли почти на 60%.
Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры Как составить план, чтобы не бросить начатое на полпути: 6 шагов Почему вызовы парализуют одних управленцев и мотивируют других Устали жить по чужому сценарию? Как самому переписать эти установки Думай как Джефф Безос. Какие алгоритмы используют успешные бизнесмены Сделать рывок в карьере: начните прислушиваться к своему телу Нет смысла месяцами делать суперпродукт: 6 правил основателя «Вкусвилл» Жертва перфекционизма: почему не стоит пытаться сделать все идеально Почему вам так страшно делегировать. Объясняет The Economist Не дает советов и равнодушен к престижу: 3 типа руководителей-магнитов Если вы устали, дауншифтинг — не выход. Как сохранить карьеру Кейс «Норбит»: как мы даем обратную связь коллегам с помощью кубиков Как справиться с сильной тревогой за 2 минуты
Между тем, в прошлом году калининградский бизнес не выбрал литовские квоты на транзитную перевозку по железной дороге санкционных грузов по многим позициям. Например, не использовались в полной мере квоты на транзит полуфабрикатов из железа или нелегированной стали, минеральных или химических удобрений, проволоки, бревен сосны, лесоматериалов лиственных пород необработанных, бумаги и картона в рулонах, антифризов и антиобледенителей, кислот поликарбоновых и строительного керамического кирпича. В списке самых востребованных позиций известь негашеная, легкие масла из нефти и битуминозных материалов, тара из бесцветного стекла, большие картонные коробки, генераторы переменного тока, изделия из торфа, сополимеры пропилена, компрессоры для холодильного оборудования.
«Если мы не выберем в текущем периоде те квоты, которые Литва за последние 3 года для нас определила, то мы понимаем, что в следующем году она будет снижена ровно на этот процент невыбранности», — предупреждала глава регионального министерства развития инфраструктуры Евгения Кукушкина.
Калининградский бизнес считает, что в настоящее время морская перевозка сухогрузами сегодня, по факту, единственная функционирующая логистическая цепочка.
«Есть еще, конечно, железнодорожные и автомобильные перевозки. Но в первом случае объем наших поставок минимальный из-за трудностей с транзитом вагонов, а второй — по-прежнему закрыт для поставщиков металла и стройматериалов. Калининградцы используют фуры для доставки своих товаров в порты Санкт-Петербурга и отмечают рост цен на аренду машин на 20-24%», — говорил ранее глава Балтийского металлокластера Олег Чернов.