Что такое моточасы, как их считать и для чего они нужны
Все про моточасы: что такое, как посчитать, на что влияют Моточас почти никогда не равен часу астрономическому. Autonews.ru разбирался, в чем его отличия от обычного времени и для чего нужны такие сложности
- Что такое
- Виды счетчиков
- Как перевести в километры
- Как учитывать
- Через сколько менять масло в двигателе
Что такое моточасы
Моточас, или мотор-час — это единица измерения ресурса двигателя. Используется для определения пробега и износа мотора на технике, к которой плохо применим классический счетчик километров — одометр.
Прежде всего в моточасах оценивают пробег тяжелой и специализированной техники: тракторов, бульдозеров, кранов. Актуальна такая система учета и для слабосильных двигателей. Например, в моточасах удобно измерять остаток времени до обслуживания на лодках, квадроциклах и подобных транспортных средствах. Другими словами, моточасы используют там, где регламенты по километражу неудобны или неприменимы совсем. Например, для экскаватора, за год проезжающего от силы несколько километров, удобнее и логичнее считать время работы, а не пробег. Тем не менее учет моточасов — это не просто таймер, установленный на замке зажигания.
Для более точного расчета нагрузки на силовую установку моточас имеет нелинейную характеристику замеров. К этому моменту вернемся чуть позже.
Для экскаватора, за год проезжающего от силы несколько километров, удобнее и логичнее считать время работы, а не пробег
Виды счетчиков моточасов
- Электромеханический. Классический вариант. На сегодняшний день считается устаревшим, но на простой технике типа трактора «Беларусь» актуален до сих пор.
- Электронный. В работе опирается на сигналы сразу с нескольких датчиков от различных систем двигателя.
- Индукционный. Подсчитывает количество генераций импульсов зажигания. Неприменим к дизельным моторам.
- Вибрационный. Заранее калибруется на каждой конкретной машине и ориентируется на уровень вибраций силовой установки, изменяющийся в зависимости от оборотов и нагрузки.
Как перевести моточасы в километры
На данный вопрос есть два ответа. Формально существует определение моточаса с точки зрения приказа Государственного таможенного комитета № 609, утвержденного 2 октября 1996-го. В соответствии с ним один моточас равняется 25 км пробега для автомобилей, 10 км для колесных тракторов и 5 км для гусеничных тракторов. Понятно, что значения крайне усреднены и являются лишь ориентировочными. Куда точнее расчет производит специальный прибор, установленный непосредственно в технике, — счетчик моточасов.
Как считать моточасы
Для подсчета истраченного и остаточного ресурса двигателя на спецтехнике применяется особый прибор. Он так и называется — счетчик моточасов. Исполнение может принципиально различаться и зависит от года выпуска и стоимости устройства. Ранее ресурс считали самые простые механизмы наподобие тахометра — они лишь определяли обороты коленвала. Сегодня на сложные специализированные машины ставят электронные устройства, умеющие считывать множество факторов. Так, продвинутый счетчик одновременно работает с оборотами, температурой масла, импульсами зажигания (если двигатель бензиновый), уровнем вибрации и т. п. Все это учитывается блоком управления, который на основе всех данных вычисляет израсходованные моточасы.
Сегодня на сложные специализированные машины ставят электронные устройства, умеющие считывать множество факторов
Формула расчетов моточасов по оборотам
Если прибор не такой «умный», как в примере выше, может применяться классическая упрощенная формула по оборотам. Согласно ей, считается, что один моточас на холостых равен часу астрономическому (обычному). С повышением оборотов до средних моточас «ускоряется» на треть, на высоких оборотах — на две трети. Конечно, что считать средними и высокими оборотами — тоже вопрос открытый. Да и двигатели совершенно разные. Тем не менее подобные формулы и сегодня применяют для простых машин.
Через сколько моточасов менять масло в двигателе
Определение срока замены масла является основной задачей учета моточасов. Водитель (или старший механик парка) периодически фиксирует показания счетчика и планирует техобслуживание заранее. В общем случае считается, что интервалы в зависимости от типа моторного масла должны быть следующими:
- 170–200 моточасов для полусинтетики;
- 200–250 моточасов для дешевой синтетики (класс SJ/SL по API);
- 250–300 моточасов для гидрокрекинговой синтетики (класс SM/SN по API);
- 300–350 моточасов для высококачественной синтетики (ПАО-основа).
Отметим, что, так же как и в случае с оборотами, ориентироваться на приведенные цифры стоит лишь в крайнем случае. Куда правильнее отталкиваться от рекомендаций производителя техники и характеристик конкретного масла. Кроме того, необходимо брать в расчет климатические условия и интенсивность рабочей нагрузки на технику.
: