Что изменится для водителей с 1 октября: цены, штрафы и страховка
Какие изменения для водителей вступили в силу с 1 октября С 1 октября российских автомобилистов ждет множество нововведений: от роста цен на автомобили из-за повышения утильсбора до новых страховых полисов. Autonews.ru выяснил, кого это коснется
Рост цен на машины из-за повышения утильсбора
С 1 октября 2024 года будет вновь проиндексирован утилизационный сбор на автомобили. Сама базовая ставка останется неизменной — она по-прежнему составит 20 000 рублей. Однако начнут действовать новые коэффициенты при расчете суммы сбора на различные категории транспортных средств. С начала месяца утильсбор будет увеличен на 70–85%, а с 1 января каждого последующего года — еще на 10–20%. Нововведение уже утверждено Минпромторгом.
Увеличение ставки утильсбора приведет к росту цен на ввозимые в страну автомобили и на машины с низким уровнем локализации, выпускаемые в России. Подорожание обещает стать существенным, поскольку речь идет об увеличении издержек на сотни тысяч рублей.
Ставка утильсбора на машины с объемом двигателя от 1,0 до 2,0 л вырастет с 300 600 руб. до примерно 556 000 руб., а в 2025 году — до 667 000 руб. На машины с двигателем от 2,0 до 3,0 л — до 1 563 000 руб., а в 2025-м — до 1 875 600 руб. На автомобили с моторами объемом от 3,0 до 3,5 л — до 1 794 600 руб. в этом году и до 2 153 400 руб. в следующем. На модели с двигателем объемом свыше 3,5 л — до 2 284 750 руб. и до 2 742 300 руб. соответственно.
Сумма утильсбора определяется умножением базовой ставки на коэффициент, соответствующий виду транспорта. В число критериев входят возраст, масса, объем двигателя.
Утилизационный сбор был введен в сентябре 2012 года. Предполагается, что данная сумма будет тратиться на утилизацию транспортного средства по завершении его эксплуатации. Российским автопроизводителям сбор полностью возвращается.
В беседе с Autonews.ru представители Минпромторга напомнили, что чем больше локализована машина, тем меньше повлияет на ее конечную цену рост утилизационного сбора. Издержки компенсируются промышленными субсидиями.
На вопрос, на какие расходы идет утильсбор, в ведомстве ответили, что поступления от него — это доход федерального бюджета, а из него «финансируется ряд программ государственной поддержки, в том числе промышленных предприятий».
Представители ассоциации «Российские автомобильные дилеры» заявили Autonews.ru, что хотели бы получить от властей более точный ответ на вопрос, куда именно тратятся собираемые суммы.
Единый полис ОСАГО для России и Белоруссии
С 1 октября года заработает единый полис ОСАГО для России и Белоруссии. Эта страховка будет добровольной. Ранее зампредседателя комиссии парламентского собрания Союза Беларуси и России по законодательству и регламенту Сергей Сивец пояснил, что расширение действия полиса — это дополнительный инструмент, опциональная услуга. Опция подключается только по желанию страхователя. Для тех, кто не планирует ей пользоваться, стоимость полиса ОСАГО не изменится. Расширение территориального охвата не будет автоматическим.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) считают, что новой услугой по расширению ОСАГО на Белоруссию воспользуется около 10–15% страхователей. Одновременно продолжит действовать карта для коротких поездок в Белоруссию.
При расширении действия ОСАГО на Белоруссию оформляется дополнительное соглашение, а в самом полисе делается соответствующая отметка. Урегулирование по ДТП в Белоруссии для россиян будет происходить по российскому законодательству — партнер РСА, Белорусское бюро по транспортному страхованию, выставит счет на компенсацию российскому ответственному страховщику.
Работа над единым законом об ОСАГО между Россией и Белоруссией велась с апреля 2022 года, а в июне 2023 года проект модельного закона о едином полисе «обязательной автогражданки» для России и Белоруссии был одобрен Парламентским собранием Союзного государства.
Переход на новую базу по ОСАГО
С 1 октября 2024 года база автовладельцев Российского союза автостраховщиков «АИС ОСАГО» окончательно перейдет к структуре Банка России — АО «НСИС» и сменит имя на «АИС Страхование». В новой базе будут содержаться не только сведения об автомобиле, его владельце и полисе ОСАГО, но и о других страховых продуктах, оформленных гражданами.
На автовладельцах переход на новую базу не должен сказаться, однако эксперты не исключили проблемы в оформлении полисов из-за возможных технических сбоев. Представители страховых компаний считают, что сложностей удастся избежать. Ранее в «Совкомбанк Страховании» пояснили Autonews.ru, что все проверки были успешно пройдены.
Оформление ДТП по QR-коду
C 1 октября на бланках извещения о ДТП по ОСАГО появится QR-код. Этот код позволит переходить на сайт «Госуслуг» в раздел с описанием порядка оформления дорожно-транспортного происшествия без участия ГИБДД. По этому же коду можно будет скачать и установить мобильное приложение.
Благодаря новому сервису водители смогут самостоятельно подать заявление для возмещения убытков без посещения страховой компании. Документ с QR-кодом будет предоставляться клиентам страховых компаний при заключении договора.
Сами бланки документов также изменились. Из бланка страхового полиса ОСАГО исключено поле с подписью страхователя. Сохранено лишь место для подписи со стороны страховой компании.
Камеры начнут «штрафовать» за скрытые номера
В России запускается пилотный проект по внедрению умных транспортных систем, сообщается в телеграм-канале Ространснадзора. В рамках эксперимента дорожные камеры будут выявлять автомобили со скрытыми номерами с помощью технологий искусственного интеллекта.
Также будут определяться нарушители с неоплаченными административными штрафами со стороны Ространснадзора, Госавтоинспекции и ФТС.
Проект стартует в нескольких федеральных округах: ЦФО, ПФО, УФО, СКФО. Ожидается, что он «позволит определить технические требования к средствам фото- и видеофиксации, а также к условиям их размещения».
Согласно ч.2 ст. 12.2 КоАП, за скрытый регистрационный знак на автомобиле водителю грозит штраф в размере 5 тыс. руб. либо лишение права управления транспортным средством на срок до трех месяцев. Впрочем, нарушитель, пойманный камерой автоматической фиксации, а не сотрудником ГАИ, ограничится лишь штрафом.
Материалы по теме: