Что экспортируют московские компании
Александр МелешенкоС чем у вас ассоциируется московская промышленность? С 412-м «Москвичом»? Или с «ЗиЛом»? Большинству на ум приходят именно эти бренды, давно канувшие в историю. Между тем промышленность из Москвы никуда не делась — она дает работу 700 тыс. горожан, или каждому 10-му работающему жителю мегаполиса. И делают эти люди такие вещи, которые покупает весь мир — наша электроника идет в Китай, косметика — в арабские страны, тренажеры электропоездов — в Индию. Причем отчасти этому помогли санкции последних лет.Эти валидаторы делают в Москве, и они самые компактные в мире. / termt.ru
Передайте за проезд
Столичные компании после введения международных санкций изменили географию экспорта — поскольку в Европу и в целом на Запад продавать товары и услуги стало сложно, произошел разворот на Восток. Например, группа компаний «Терминальные технологии» — единственный российский разработчик и производитель POS-терминалов и валидаторов для бесконтактных платежей — экспортирует свою продукцию по всему миру. Москвичи с ней тоже сталкиваются каждый день — например, когда оплачивают проезд в метро или другом общественном транспорте.
«Сначала мы продавали за рубеж лицензии, но в последние годы стали поставлять конечную продукцию под собственным брендом, — говорит гендиректор группы Игорь Сухоставский. — Это валидаторы и устройства для приема безналичной оплаты на вендинговых автоматах и других устройствах самообслуживания. Это ниша, где мы смогли брать не числом, а умением — например, мы производим самые компактные валидаторы для транспорта, занимающие минимум места. Сейчас работаем с Узбекистаном и Казахстаном. Например, все турникеты на 43 станциях метро в Ташкенте оснащены нашими валидаторами, как и в Софии».
За три года в Ташкенте установили 7 тыс. московских валидаторов в наземном транспорте. Причем в прошлом году Узбекистан закупил 1 тыс. автобусов в Китае, и сначала валидаторы из Москвы ехали туда, там монтировались, и уже оттуда готовые машины поставлялись в Ташкент.
Глава столичного департамента предпринимательства и инновационного развития Кристина Кострома добавляет, что транспортные разработки московских компаний вообще пользуются большим спросом в мире. Например, тренажеры для вождения электропоездов, на которых учатся машинисты московского метро, будут использоваться при обучении машинистов в городе Ахмадабад штата Гуджарат в Индии. За состоянием водителей автобусов в Ереване тоже следят московские технологии — электроника отслеживает, не засыпает ли водитель.
Следите за руками
Поставляют свою продукцию за рубеж и московские производители косметики. Причем речь не только о крупных фабриках с большим ассортиментом, но и о малых компаниях. Например, под брендом M22 Professional Hand Care выпускаются кремы для рук, которые можно использовать как в салонах красоты, так и дома. Они востребованы в России, однако идут и на экспорт, причем все чаще в мусульманские страны. Основатель бренда Мария Пожиткова говорит, что женщины там уделяют уходу за руками особое внимание, поскольку на виду чаще всего оказываются только руки и лицо. Из Катара и ОАЭ компания уже привезла два контракта.
«Также мы ставим задачу выйти на рынок Саудовской Аравии и Бахрейна, — говорит Пожиткова. — Женщины там тратят много денег на уход за собой. К примеру, если сравнить средний годовой чек в Саудовской Аравии и Италии, то в первой он будет в десятки раз выше».
А с этими кремами для рукпроизводитель хочет завоеватьарабские страны. Фото: m22.shop
А вот платформа корпоративного благополучия «Понимаю» вообще не производит ничего материального. У нее весьма специфический бизнес — она продает компаниям всевозможные консультации для сотрудников. Их проводят психологи, юристы, финансовые эксперты, фитнес-тренеры, эксперты по уходу за домашними животными и другие. Основная цель сервиса — сделать людей более довольными своей жизнью и помочь им решить разные проблемы. Считается, что работодателям это нужно, чтобы повысить продуктивность своих работников.
Платформа начала свою работу в России, однако постепенно стала выходить и за рубеж — например, в Казахстан. «В этом году мы также расширим присутствие в других странах региона: уже получили контракты в Таджикистане и Киргизии, разрабатываем стратегию выхода на рынки Турции и Азербайджана», — рассказывает директор по коммуникациям Ольга Дудниченко. Для этого на работу активно нанимают консультантов со знанием других языков.
Когда компания выходила на рынок Казахстана, то даже поменяла там свое название — «Понимаю» заменили на «Эмпатия», чтобы легче доносить суть сервиса до тех, кто не говорит по-русски.
Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №47(9289)
Источник