Что будет с параллельным импортом в 2025 году. Премиум против кей-каров
Какие машины будут возить в Россию по параллельному импорту в 2025 году. Модели В 2024 году на рынке присутствовали как «белые», так и «серые» автомобили, на продажу которых не давали согласие их производители. О том, чего ждать от параллельного импорта в 2025 году, Autonews.ru рассказали эксперты
В 2024 году россияне продолжили покупать не только «официальные» автомобили, но и машины из параллельного импорта. Autonews.ru выяснил у профильных специалистов, что будет с серым авторынком в 2025 году.
Параллельный импорт был узаконен постановлением правительства от 29.03.2022 № 506. Перечень марок авто, разрешенных к ввозу по этой схеме, содержится в периодически пополняемом списке, утвержденном приказом Минпромторга от 21.07.2023 № 2701.
Чем запомнился 2024 год
В 2024 год страна вступила на оптимистичной ноте: в январе порядка 13% из всех регистраций новых транспортных средств (87 359 ед.) приходилось на «параллельные» машины.
Официальное сообщение о продлении «параимпорта» на 2025 год прозвучало в ходе ПМЭФ от первого вице-премьера России Дениса Мантурова. Чиновник подчеркнул, что перечень товаров, разрешенных к ввозу, будет сокращаться по мере появления в продаже российской продукции аналогичного или лучшего качества.
С 1 апреля власти ужесточили правила ввоза автомобилей по параллельному импорту и закрыли лазейки, позволявшие экономить за счет стран-посредников, входящих в ЕАЭС. С начала второго весеннего месяца исчезла возможность доставлять новые автомобили без уплаты дополнительных платежей. Отныне при ввозе машин через Армению, Белоруссию, Казахстан и Киргизию импортерам пришлось платить не льготный, а коммерческий утилизационный сбор. Также запретили поставку в Россию электрокаров и последовательных гибридов, растаможенных в странах ЕАЭС, поскольку в некоторых из них для моделей таких категорий действуют особо привлекательные условия таможенного оформления.
По факту это означало, что к конечной цене машины прибавилось:
- 844 800 руб. для автомобилей с мотором объемом 2–3 л;
- 306 000 руб. для автомобилей с моторами до 2 л;
- 970 000 руб. для автомобилей с моторами 3–3,5 л;
- 1 235 000 млн руб. для машин с моторами объемом более 3,5 л;
- 360 000 руб. для электрокаров.
В Минпромторге посчитали, что это необходимо «для создания равных условий для граждан и компаний, ввозящих в Россию транспортные средства, растаможенные в странах ЕАЭС, и тех, кто проходит эту процедуру в России с уплатой всех необходимых налогов и сборов».
Результат не заставил себя ждать: если в феврале и марте на «параллельные» машины приходилось по 15–16% совокупных продаж, то в апреле их доля в числе новых зарегистрированных машин снизилась до 11%. Пик же ввоза таких машин пришелся на март: импортеры постарались поставить до 1 апреля как можно больше транспортных средств, чтобы продать их по максимально привлекательной стоимости.
Закрытие выгодного канала через Киргизию, а также возможности оформления автомобилей на льготников в Белоруссии с одновременным увеличением платежей привело к повышению стоимости «параллельных» автомобилей и снижению объемов поставок. С апреля использование схем, основанных на разнице в стоимости таможенного оформления внутри ЕАЭС, стало невозможным. Разница начала компенсироваться за счет доначисления к сумме утилизационного сбора, который уплачивается в России. При этом стала учитываться разница:
- таможенной пошлины из-за занижения стоимости машины в стране ЕАЭС;
- НДС;
- акциза.
Еще одной важной вехой стало поэтапное повышение утилизационного сбора, собираемого со всех поступающих в российскую продажу новых машин — как «белых», так и «параллельных». Соответствующее решение было утверждено правительством в сентябре 2024 года.
Долгосрочная индексация утильсбора рассчитана до 2030 года и касается легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также некоторых видов дорожно-строительной техники (ДСТ). С 1 октября 2024 года ставки повысились на 70–85%, а новую индексацию назначили на 1 января 2025 года. Ежегодно ставки будут подниматься на 10–20%.
Что будет с «параллельным» импортом в 2025 году
В беседе с Autonews.ru профильные эксперты сошлись во мнении, что в 2025 году параллельный импорт продолжит функционировать, однако его доля может ощутимо снизиться.
«Никаких дополнительных решений государство не принимало, режим параллельного импорта будет действовать», — уверен вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр.
Вместе с тем специалист отметил возможность окончательного закрытия льготного утильсбора: «Здесь я чувствую определенные риски, потому что многим импортерам, которые поставляют китайские автомобили, и производителям, которые производят российские автомобили, не нравится, что кто-то может привезти для себя автомобиль и заплатить меньше, чем стоит официально продаваемая машина в России».
Его коллега по НАС Антон Шапарин отмечает, что существование параллельного импорта зависит исключительно от воли государства. Эксперт подчеркнул, что давление на импорт постепенно растет: повышается утилизационный сбор, закрываются лазейки для импортеров автомобилей.
Блогер и автоэксперт Елена Лисовская, которая занимается подбором и реализацией машин из-за рубежа, спрогнозировала снижение объемов ввоза «параллельных» автомобилей и ассортимента представленных в продаже машин. По ее мнению, существенно поменяются и сами модели: «Все еще будут поставляться Hyundai, Kia, Toyota, Nissan и некоторые другие, но если раньше они шли с моторами объемом 2,5–3 л, то сейчас пойдут с движками до 2 л». Цены на ввозимые в страну транспортные средства продолжат расти из-за расписанного до 2030 года повышения утилизационного сбора и падения курса рубля, если таковое продолжится.
В НАС уверены, что в страну продолжат поставлять немецкие, английские, итальянские люксовые автомобили, а также продукцию американского автопрома, в том числе битую под восстановление. Сохранится и ввоз машин из Японии, но речь в данном случае идет преимущественно о простейших кей-карах с маленькими моторами и возможностью провести их под минимальные растаможку и утильсбор.
«Поставляться будут все модели, которые нравятся людям, — уверен Ян Хайцеэр. — В основном это будут машины премиального класса: Mercedes, BMW, Audi, а также привычные россиянам Toyota и ряд других». Специалист напомнил, что частное лицо по-прежнему может привезти любой автомобиль для личных нужд и что эта лазейка пока сохраняется. Всего же на «параллельные» машины придется от 5 до 10% совокупных продаж.
Материалы по теме: