Что будет с ценами на машины в 2025 году. Прогнозы экспертов и продавцов
«Рольф»: продажи автомобилей в 2025 году упадут на 20%, а цены взлетят на 10-18% Целый ряд факторов может оказать серьезное влияние на ценообразование на новые автомобили в России в 2025 году. Autonews.ru выяснил, каких моделей это коснется и как изменения отразятся на продажах
Под занавес 2024 года случилась очередная волна повышения цен на автомобили в России. Основным драйвером роста стали новые ставки утилизационного сбора. Корректировки прайс-листов коснулись в первую очередь импортируемых моделей. Хотя у дилеров еще осталась «подушка» в виде складских запасов машин, завезенных по старым ценам до повышения «утиля».
В 2025 году ситуация на рынке может серьезно поменяться. Autonews.ru обратился к профессиональным продавцам и экспертам, дабы выяснить, что будет с ценами на автомобили и к чему готовиться покупателям.
Утилизационный сбор снова вырастет
Директор по продажам новых автомобилей холдинга Major Auto Дмитрий Паршенцев в беседе с Autonews.ru спрогнозировал рост цен на новые автомобили в 2025 году. По его словам, этот тренд будет связан с увеличением ставок утилизационного сбора. Поэтому прайсы будут переписываться исключительно на машины, которые не выпускают в России.
Повышенные ставки утилизационного сбора в качестве основного фактора повышения цен рассматривает и руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша. Она напомнила, что сбор вновь вырастет с 1 января 2025 года. По ее расчетам, автомобили с объемом двигателя от 1,0 до 2,0 л станут дороже на 111 тыс. руб. Кроме того, наложится НДС, в итоге ценник увеличится на 132 200 руб.
«В свете последних событий рост цен на новые автомобили в России в 2025 году ожидаем и даже неизбежен. Производители и дилеры уже работают по нижней границе рентабельности и будут вынуждены реагировать повышением цен», — подчеркнула Байбароша.
Президент аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков напомнил, что утилизационный сбор уже был повышен в октябре 2024 года. Но даже сейчас не все участники рынка перенесли его в цену.
«Корректируют прайс-листы постепенно. А с 2025 года будет очередное повышение ставки», — добавил он.
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов отметил, что новое увеличение утилизационного сбора в 2025 году приведет к подорожанию машин в России на 10–15%. Кроме того, он уверен, что ключевая ставка ЦБ также будет увеличиваться соответственно инфляции. В связи с этим ставки по кредитам вырастут еще сильнее.
Директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов спрогнозировал рост цен на новые «официальные» автомобили в 2025 году на 10%.
«Мы говорим, если считать размыто за год, основываясь на тех вводных, что есть сейчас, со ступенчатым повышением. Речь об официальных франшизах. С машинами, которые ввезены по параллельном импорту, ситуация развивается реактивно, так как цены сразу реагируют на изменения курса национальной валюты и тарифа утильсбора. И мы вполне можем увидеть рост на 15-18%», — добавил он.
Падение курса затронет все без исключения машины
Новые ставки утиля не единственный фактор, который будет двигать цены на машины вверх в 2025 году. Также прямое воздействие окажет падение курса рубля. Причем, как отметила Байбароша, этот фактор затронет и отечественный автопром.
«Дело в том, что ослабление рубля повлечет за собой рост цен на импортные комплектующие и материалы, и машины подорожают на 7–10%», — объяснила она.
Байбароша добавила, что в процентном отношении при этом больше других подорожают модели массового сегмента. Эксперт подчеркнула, что для них увеличение цены на 132 000 руб. может стать критичным, так как ценник перешагнет психологический барьер в 2 млн руб.
«Что касается премиальных автомобилей, то дополнительные затраты практически незаметно растворятся в их и без того высоком ценнике. В среднем же ожидается подорожание новых автомобилей к весне 2025 года на 15–20%», — резюмировала она.
Сергей Целиков также считает ослабление рубля к мировым валютам одной из вероятных причин роста цен на машины в 2025 году. По словам аналитика, автомобиль за счет высокой валютной составляющей также постепенно «догоняет» курс.
«В первую очередь подорожает прямой импорт, потом иномарки местной сборки, потом и наши марки», — рассказал он.
Эксперт добавил, что этот фактор в совокупности с ростом утиля и переходом модельного ряда на 2025 дадут по меньшей мере +10–20% роста стоимости новых автомобилей в следующем году.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин тоже считает, что валютные колебания наверняка затронут цены на автомобили в России. Эксперт объяснил, что удерживать стоимость машин продавцы пока еще могут из-за складских запасов, которые не безграничны.
«Подорожание коснется всех автомобилей. Валютная составляющая есть у всех машин, которые представлены на нашем рынке, даже отечественных компаний. Последние, правда, перепишут прайс-листы с некоторой задержкой», — заявил он.
Продажи из-за цен начнут падать
Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев отметил, что средневзвешенная цена нового автомобиля выросла в 2024 году на 11%. Причем этот рост не является окончательным, так как производители оставили часть повышения на следующий год, чтобы избежать падения продаж в декабре.
«С начала 2025 года цены вырастут на 2–3%», — заявил он.
На этом фоне прогноз для российского рынка на 2025 год видится Тюктееву «не столь оптимистичным, как хотелось бы».
«Уже сейчас очевидно, что первый квартал следующего года будет хуже аналогичного периода 2024 года. Продажи по итогам 2025 года будут варьироваться в диапазоне 1,3–1,4 млн штук против 1,6 млн в 2024 году», — рассказал он.
Директор по продажам новых автомобилей холдинга Major Auto Паршенцев также считает, что продажи новых автомобилей в будущем году упадут по сравнению с нынешним. Причина — растущая ставка ЦБ и увеличение утилизационного сбора.
Руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша, в свою очередь, заявила, что снижение продаж в России неизбежно из-за роста цен.
«Стоит ожидать снижения продаж новых машин процентов на 10–15%», — предположила она.
При этом, по словам эксперта, нельзя не учитывать высокую вероятность важных для авторынка перемен. Например, государственную поддержку.
«Правительство может принять меры для смягчения последствий повышения цен, как делало это уже не один раз. Также не стоит списывать со счетов сценарий, в котором глобальные экономические процессы под влиянием политических факторов приходят в норму», — заключила Байбароша.
Директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов заявил, что в следующем году рынок снизится примерно на 20%.
«В этом году результат будет на уровне 1 590 000 автомобилей, через год мы зафиксируем показатель на уровне 1 250 000–1 300 000 автомобилей. Наверняка в январе и феврале 2025 года продажи будут на уровне 100 000–110 000, первый квартал, скорее всего, окажется тяжелым для рынка», — подчеркнул топ-менеджер.