Банк России предложил «суррогатные» решения для защиты прав инвесторов
ЦБ разрабатывает решения, которые позволят инвесторам больше узнавать о торгуемых на бирже компаниях в условиях закрытия информации на фоне санкций. Но там признают, что это неполноценная замена прежним стандартам прозрачности
Банк России обсуждает с рынком «суррогатные» сервисы, которые могут помочь частным инвесторам принимать решения в условиях закрытия информации об эмитентах ценных бумаг, сообщил первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин на сессии 15 инвестиционного форума «Россия зовет!». Среди таких «суррогатов» он назвал маркировку бумаг, присваивание им инвестиционного рейтинга и присваивание двойного рейтинга в случае недостаточного раскрытия информации.
«Могу констатировать, что в настоящий момент времени мы не видим возможности полностью раскрыть для инвесторов информацию, как это было до 2022 года», — признал Чистюхин. При этом, по его словам, и частный инвестор, и особенно институциональный, должны обладать информацией об эмитенте, чтобы принимать «качественные инвестиционные решения». «Вот, при отсутствии возможности раскрыть информацию, давайте пользоваться какими-то суррогатами. Иногда они могут неплохо сработать», — отметил первый зампред Банка России.
Масштабное закрытие отчетности и прочей финансовой и управленческой информации российскими публичными компаниями началось в 2022 году на фоне западных санкций после начала конфликта на Украине. С марта 2022-го по 1 июля 2023 года действовало постановление правительства № 351. Оно давало эмитентам право публиковать отчетность в «ограниченном объеме» или вовсе отказаться от раскрытия, если это создает риски новых санкций. Позднее постановление было обновлено (.pdf) — например, сейчас эмитенты вправе ограниченно раскрывать информацию о себе, если уже находятся под санкциями, если связаны с гособоронзаказом или осуществляют деятельность в Крыму и присоединившихся к России регионах — Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областях.
Какие решения предлагает ЦБ
Первым альтернативным решением в условиях закрытия информации, которое уже принял ЦБ, стала маркировка бумаг, эмитенты которых раскрывают информацию «меньше минимальных пределов», сказал Чистюхин. Он уточнил, что соотвествующий нормативный акт уже передан на регистрацию в Минюст.
«В этом же нормативном акте в отношении облигаций мы сказали, что — хорошо, если ты не можешь раскрыть о себе всю информацию, ну то есть хочешь закрыть больше, чем вот этот минимальный уровень, то тогда, возможно, наличие у тебя двух рейтингов работающих в России кредитных рейтинговых агентств могут быть решением. То есть некий взгляд со стороны профессиональных оценщиков кредитоспособности», — добавил первый зампред.
Что касается акций, то здесь решением в условиях закрытия информации могут стать инвестиционные рейтинги, считают в Банке России. «Мы посмотрели международный опыт, увидели, что в ряде случаев используются так называемые инвестиционные рейтинги, когда оценивается не только вероятность дефолта компании, но оценивается её бизнес-модель, перспективы на будущее — рост акционерного капитала, уровень корпоративного управления. У нас сегодня не представлен такой сервис, и мы стали с участниками рынка обсуждать возможность, а что, если нам попробовать запустить и этот инструмент, или этот институт присвоения так называемых инвестиционных рейтингов для того, чтобы они могли так же, как кредитные рейтинги, восполнить недостаток информации по самой компании», — сказал он.
Как считают в ЦБ, присваивать такие рейтинги могли бы кредитные рейтинговые агентства. Чистюхин отметил, что дискуссия с такими участниками рынка идет, но она «не очень простая», поскольку агентства осторожно относятся к этой идее.
«Где-то там увидели конфликт интересов, где-то сказали, нет компетенции, нет методик, мы продолжаем этот диалог», — сказал первый зампред ЦБ.