RuPulse - это новостной портал

Авиастроители рассказали о новых условиях и сроках поставок отечественных самолетов

47

Валерия ЛобкоПрограмма по изготовлению и поставке новейших гражданских отечественных самолетов, а именно МС-21, SJ-100, Ту-214, Ил-114 и «Байкал», сдвигается на два года, сообщили в Минпромторге. В министерстве рассчитывают, что перенос выпуска SJ-100 и МС-21 не повлияет на конечные планы благодаря обеспечению «догоночного графика». Представители отрасли полагают, что планы могут корректироваться.Пресс-служба ПАО «ОАК»/ТАСС

Суперджет-100 (SJ-100)

В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) «Российской газете» рассказали, что начало поставок импортозамещенного SJ-100, с учетом необходимости прохождения испытаний новых агрегатов и систем, начнется через два года.

«В 2026 году, с учетом уже находящихся на разной стадии готовности самолетов, компаниям планируется передать 30 новых SJ-100», — делятся с «Российской газетой» представители «Ростеха».

Сейчас в эксплуатации находится 160 самолетов SJ-100, они хорошо себя показывают в условиях санкций и перевезли за время работы на линиях порядка 50 млн пассажиров. Еще 16 новых импортозамещенных самолетов находятся в различной стадии готовности, рассказали «Российской газете» представители ОАК.

«Больше времени на производство SJ-100 понадобилось из-за неготовности двигателей ПД-8. Однако, в те сроки, которые озвучивались по созданию ПД-8, объективно уложиться нереально», — отмечают в экспертном сообществе.

В то же время, несмотря на корректировку по времени, сроки производства все равно остаются рекордными, считают представители «Ростеха».

«Базовая версия Суперджет-100 при плотной международной кооперации, которая предоставила многочисленные готовые решения, например, авионику или двигатели, создавалась 10 лет. Сейчас этот самолет приходится «пересобирать» фактически заново в гораздо более быстрые сроки. Фактически «с нуля» созданы отечественные аналоги, ключевые узлы и компоненты, включая силовую установку, бортовую электронику, программное обеспечение», — отмечают представители отечественного авиастроения.

«Сдвиг сроков, безусловно, повлияет на планы по выпуску МС-21, — делится мнением руководитель портала «Авиация России» Андрей Величко. — По SJ-100 серийное производство освоено, на заводе большая партия ожидает двигатели и комплектующие. Однако все равно, думаю где-то 30% от плана сделать не успеют».

МС-21

Что касается МС-21, сроки его создания увеличились, поэтому испытания и поставки серийных образцов российских систем и агрегатов назначены на 2025 год.

«Системно МС-21 — инновационный авиационный проект и для российской промышленности, и для мирового авиапрома. Самолет имеет высокий уровень технической новизны. Для сравнения, на этапе опытно-конструкторских разработок у новейшего широкофюзеляжного Боинг-787 он составлял 40%, а у МС-21 этот параметр достигает рекордные 70%», — рассказали «РГ» в ОАК.

По словам представителей организации, это дает новое качество продукта, но несет дополнительные риски по срокам создания из-за необходимости отработки инновационных систем и агрегатов. Созданный в рамках международной кооперации МС-21 был уже готов к запуску в серийное производство и уже получил соответствующий сертификат, но сейчас самолет изготавливается фактически заново, полностью на основе российской кооперации.

«Изначальные сроки реализации программы импортозамещенных гражданских самолетов были ориентированы на 2026 год. Потом они были сдвинуты влево. Частично реализовавшиеся технические риски двигают сроки реализации программы на 2025 год, что все равно раньше изначальных сроков», — добавляют представители авиастроительной организации.

В процессе импортозамещения компонентов меняются и весовые характеристики МС-21. Финальный облик самолета, полностью состоящего из отечественных деталей, будет сформирован во второй половине текущего года.

«Уже сейчас облик самолета МС-21 соответствует по летно-техническим характеристикам большей части импортного парка российских авиакомпаний — как по дальности полета, так и по количеству кресел. А поэтапная реализация программы снятия ограничений по мере летных испытаний позволит довести лайнер до параметров, отвечающих самым высоким требованияи», — отмечают в «Ростехе». Предполагается, что у такого самолёта будет хорошая экономика эксплуатации в рамках диапазона дальности полета в пределах 3000 км и вместимости салона порядка 150-170 пассажиров. В дальнейшем планируется расширение летно-технических характеристик базовой модификации МС-21, а также создание линейки модификаций с увеличенной дальностью, отмечают авиастроители.

В экспертном сообществе «Российской газете» рассказали, что в этом году два опытных борта МС-21 от «Иркутского авиазавода», номер 73055 и 73057, должны полететь уже в русифицированной версии. При этом борт 73055 русифицирован будет частично, так как крыло самолета изготовлено из импортных композитов, а вот 73057 состоит полностью из российских комплектующих. «Может быть, что у него останется какая-то часть импортных деталей, но это будет совсем незначительное количество. Сдвиг сертификации ожидается примерно на один год: вместо декабря 2024, будет в декабре 2025 года», — делится один из представителей отрасли.

Ил-114-300

Согласно данным ОАК, возобновление испытаний самолета Ил-114-300 с недавно сертифицированным двигателем ТВ-7-117СТ-01 позволит получить сертификат в первой половине 2024 года и начать поставки в 2026 году.

«В мае 2023 года представили второй опытный самолет. В октябре Минтранс РФ предложил перенести поставки на 2026 год, объяснив это наличием обстоятельств непреодолимой силы, невозможностью продолжения опытно-конструкторских работ и сертификации Ил-114-300», — рассказывает Величко.

Он добавил, что двигатель ТВ7-117СТ-01 при этом полностью готов к эксплуатации, и разработчик «ОДК-Авиадвигатель» был готов возобновить полеты Ил-114-300 уже год назад — в марте 2023 года.

Ту-214

Основная причина сдвига планов производства Ту-214 — переориентация поставщиков, создающих комплектующие для гражданской авиатехники, на проекты гособоронзаказа (ГОЗ), рассказали «Российской газете» в ОАК.

«Производственные мощности, на которых разворачивается строительство Ту-214, активно заняты под программы ГОЗ, равно как и кооперация. Условно говоря, это те же рабочие, те же станки и те же конструктора, что работают над Ту-160 и его системами», — отмечают в ОАК.

Нарастить выпуск самолетов Ту-214, по мнению авиационных строителей, возможно за счет масштабирования производства, строительства новых цехов, механического и агрегатного производств.

«В 2025 году «Казанский авиазавод» должен выйти на 10 машин в год, в 2026 — на 15, а с 2027 года строить по 20 самолетов ежегодно. Чтобы дать такие объемы, заводу требуется масштабное расширение производства, что сейчас и происходит», — отмечает Андрей Величко.

В новой редакции комплексной программы озвучены нереальные планы, считает эксперт. В первой редакции от 2022 года предполагалось произвести 70 самолетов, а летом 2023 их количество выросло до 115. При этом на прошлый год закладывалось производство трех самолетов, но в итоге ни одного не было выпущено. В этом году нужно изготовить уже семь машин, но если три прошлогодних выпустят, уже будет неплохо, добавляет он.

Малая авиация

Что касается самолетов малой авиации, таких, как «Ладога», «Байкал» или «Освей» — массового выпуска ждать не стоит, пока не будет готов двигатель ВК-800СМ, уверены в экспертном сообществе.

«Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА) обещает к концу текущего года испытать его в воздухе в составе «Байкала» (ЛМС-901). Однако нет уверенности в том, что это произойдет. Еще в прошлом году генеральный конструктор дивизиона «Двигатели» УЗГА Сергей Вакушин обещал, что до конца года ВК-800СМ поступит на летные испытания в составе летающей лаборатории Як-40ЛЛ в СибНИА, после чего информации по этой теме не было, отмечает собеседник издания в отрасли.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

20 − = 17