Анонимные опросы о травле сами по себе не избавят школы от буллинга
Педагог Валентина Паньшина: Сегодня учителя работают с бумагой, а не с детьми
Во многих российских школах так или иначе происходит травля детей: то со стороны учеников, то со стороны педагогов. Можно ли предотвратить буллинг при помощи опросов — размышляют эксперты.
Фото: freepik.ru
Член думского комитета по просвещению Анна Скрозникова выступила с инициативой по внедрению анонимных опросов о травле со стороны учеников и учителей в школах России. В беседе с ИА RuNews24.ru педагог с 20-летним стажем Валентина Паньшина и психолог консультативной службы по работе с детьми «Первая помощь» Майя Голубева поделились своим мнением — сможет ли инициатива помочь школьникам и предупредить трагические инциденты.
Отметим, что Анна Скрозникова уже направила вице-премьеру Татьяне Голиковой соответствующий документ. По мнению парламентария, опросы помогут выявлять неблагополучные школы, находящиеся в зоне риска, а после — направлять туда психологов.
Кроме того, депутат отметила, что на сегодняшний день в школах существует дефицит психологов в районе 50 000 человек. Но и обеспечить каждую школу психологов невозможно, так как на эти цели нет денег.
«Профилактическая работа с учениками — это тоже способ предотвращения трагедий», — подчеркнула депутат Госдумы.
Педагог Валентина Паньшина в свою очередь отметила, что в 1990-е годы работа с детьми в российских школах была устроена иначе. И благодаря этому не происходило трагических ситуаций.
«У нас был прекрасный опыт, в результате которого никто не кидался с автоматами и ножами убивать своих одноклассников и учителей. Почему? Потому что мы знали, как живет каждая семья. Мы ходили по квартирам, ведь это была обязанность классного руководителя. Мы знали, что дети не появляются в школе, потому что у них нет обуви. Вот так работали раньше. И за маленькие зарплаты, и шесть дней в неделю. Сегодня же учителя заняты писаниной. Педагоги работают с бумагой, а не с детьми, с семьей. Система нынче такая. Анонимные опросы, возможно, и помогут. Вот только одной бумаги мало — нужно работать с детьми — как родителям, так и педагогам», — комментирует инициативу учитель.
Психолог консультативной службы по работе с детьми «Первая помощь» Майя Голубева подчеркнула, что и сегодня во многих школах есть психологи, которые работают с детьми и выявляют тех ребятишек, которые остро нуждаются в профессиональной помощи. Однако нынешних ресурсов недостаточно, чтобы исключить конфликтные ситуации между школьниками и педагогами.
«Безусловно, инициатива анонимных опросов о школьном буллинге хороша. Однако нужно выработать четкую систему работы с ней, чтобы она была нацелена исключительно на помощь ребенку. Как показывает опыт, на условиях анонимности раскрываются действительно серьезные проблемы, от которых прежде всего страдает ребенок», — подытоживает психолог.