88 трлн рублей на ширпотреб. На что россияне тратят сумасшедшие деньги
Оптимизация бюджета и патриотизм помогли восстановить в России рынок товаров повседневного спроса
Фото: из открытых источников
ИА RuNews24 уже разбирало ситуацию с инвестиционной активностью россиян, а если проще – куда вложить деньги в 2024 году. Сегодня рассмотрим, как обстоят дела с расходами жителей России на товары повседневного спроса (FMCG).
Статья по теме: Банковские вклады, ценные бумаги или дорожающие товары: куда вложить деньги в 2024 году
Активность покупателей увеличилась
В 2023 году общая сумма расходов россиян составила 88,3 трлн руб. Наибольшая доля пришлась на покупку товаров – почти 60% (52 трлн руб.).
Рис. 1. Структура расходов населения в 2023 году (млрд руб.). Источник: данные ВШЭ
Расходы на покупку товаров разделены практически поровну между продовольствием и непищевыми товарами. Например, в январе 2024 года оборот розничной торговли по пищевым продуктам составил 1,9 трлн руб., а по непродовольственным товарам – 2,03 трлн руб.
Что касается годовой динамики, то номинальный прирост расходов на приобретение товаров составил 10,9%. В реальном выражении, с учетом инфляции, рост составил 4,7%.
Определяющую роль здесь сыграл общий подъем экономики, что благоприятно сказалось и на потребительских настроениях россиян. На это указывает и динамика месячных продаж: с апреля 2023 года рост рынка FMCG определяется реальным спросом.
Рис. 2. Месячная динамика FMCG. Источник: компания NielsenIQ
Если же рассматривать расходы на уровне отдельной среднестатистической семьи, то в первые месяцы 2024 года на повседневные товары у нее уходило 7-8 тыс. руб. в неделю. За год эта сумма увеличилась примерно на четверть.
Однако по отдельным товарам повседневного спроса динамика разнится достаточно сильно (в сопоставимых ценах, 2023 к 2022):
- безалкогольные напитки +15%;
- свежий картофель +12%;
- косметика и парфюмерия +7%;
- яйца +2,6%;
- сахар -2,5%.
Структура расходов на топ-5 товаров из категории FMCG выглядит следующим образом (доля в общих тратах на данную категорию):
- молочные продукты – 22,8%;
- мясо и продукты из него – 18,4%;
- кондитерские изделия – 11,9%;
- прохладительные напитки – 10,5%;
- горячие напитки – 5,3%.
Что касается каналов реализации FMCG, то самым быстрорастущим сегментом является e-commerce. В 2023 году объем продаж в денежном выражении через интернет удвоился. На втором месте, с темпом роста 21%, идут хард-дискаунтеры.
Продавцы поддерживают восстановившийся спрос
Продавцы адаптировались к изменениям 2022 года и стремятся успеть за восстановившимся спросом. Их основные стратегии:
- активный выпуск новинок и импортозамещение – в 2023 году на рынок вышло более 10,4 тыс. новых брендов;
- расширение продуктового ассортимента – в большинстве категорий данная тенденция стимулирует продажи;
- продвижение крупными ритейлерами собственных торговых марок (СТМ) – их доля на продовольственном рынке уже 14%, а на непродовольственном превысила 12%;
- развитие стратегии длительных низких цен (EDLP) – ритейлеры стремятся сдерживать цены относительно конкурентов на более постоянной основе.
Помимо восстановившегося спроса на продавцов влияют и формирующиеся привычки покупателей. К основным можно отнести:
- оптимизация бюджета – по акциям продается почти 50% позиций из сегмента FMCG;
- патриотизм – сейчас почти треть покупателей ориентированы на выбор российских продуктов;
- экологичность – это растущий тренд, обусловленный выходом на рынок представителей поколения Z (24 года и моложе).
В текущем году, учитывая предполагаемый рост экономики, сектор торговой розницы продолжит увеличивать сбыт продукции. Этому будут способствовать и сильные потребительские настроения россиян. В целом можно сказать, что розничная торговля преодолела потрясения 2022 года и готова к дальнейшему развитию.