RuPulse - это новостной портал

Сенатор от Амурской области рассказал, зачем нужен государственный маркетплейс

9

Иван Абрамов (сенатор от Амурской области, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике)Сегодня многие производители говорят о том, что работают с рентабельностью в десять процентов, а маркетплейсы с них берут комиссию за продажу порой до 20 процентов. Выходит, онлайн-сервис зарабатывает больше, чем те, кто выпускает продукцию. При том, что там всего лишь разместили карточку и привязали платежную систему.

Очень много обращений и по поводу вывода денег. Покупатель платит сразу, а продавцам финансы приходят через какое-то время. А если хочешь сразу — два-три процента заплати агрегатору. С каждой операции берутся достаточно серьезные средства.

Возникает вопрос: «Как можно решить эту проблему?». Мое предложение — создать государственный маркетплейс. Идея есть, но соответствующие решения должны принимать заинтересованные стороны — минэкономразвития, минцифры и другие. Уверен, что при желании это сделать совсем несложно.

Маркетплейс — это, по сути, доска объявлений с привязанной платежной системой. И чаще всего сегодня такие площадки никакой ответственности за товар не несут. Все на совести того, кто разместил информацию.

При этом я не говорю, что с маркетплейсами надо бороться — это хороший, удобный инструмент. Явление, которое прочно вошло в жизнь людей. Но если ты российский производитель, платишь налоги, даешь рабочие места, то почему бы в рамках тех же «Госуслуг», где у каждого ИП и ООО есть возможность открыть свой личный кабинет, не организовать государственный маркетплейс? Под это уже вся система готова. Необходимо предусмотреть возможность размещения товара, но без двадцатипроцентной комиссии, а за минимальную сумму для поддержания сервиса. Доставлять заказы можно силами «Почты России» или транспортных компаний. Так работает, к примеру, одна известная зарубежная торговая площадка, которая не имеет собственных пунктов выдачи.

Таким образом, мы и «Почту России» поддержим заказами, и производителю станет выгоднее, и, самое главное, покупателям, потому что продавец включает все затраты в конечную стоимость. И тогда потребитель уже смог бы выбирать, на какой площадке он хочет купить продукцию — на государственной с наименьшей наценкой или на коммерческой. Предприниматель же получит возможность сэкономленные деньги направить на модернизацию производства, расширение мощностей. В итоге добьемся совсем другого экономического эффекта.

На государственном маркетплейсе будет труднее мошенничать: например, разместить объявление о несуществующем товаре, получить деньги и исчезнуть. Потому что вы верифицируетесь через «Госуслуги» вместе со своим ИП, ООО или как самозянятый. Вы честный гражданин, вам нечего скрывать. Например, женщина связала носки и напрямую продала тому, кто станет их носить. Такой бизнес будет иметь лучшие перспективы развития, чем при наличии кучи посредников. Полагаю, что и граждан специально заманивать на такую площадку не придется — они сами придут.

Транзакции предлагаю проводить через Систему быстрых платежей. Продавец сразу будет получать деньги. Не через банковские карты, потому что эквайринг тоже стоит полтора-два процента.

Предприниматель получит возможность сэкономленные деньги направить на модернизацию производства, расширение мощностей

Я думаю, что государственный маркетплейс должен стать системой, которая работает в «ноль». Напрямую доходы государству она приносить не обязана, нужно лишь окупать затраты на поддержание ее работы. Иначе сервис превратится в обычный коммерческий сервис. Да, может быть, придется увеличивать объемы хранения базы данных, ЦОДы расширять. Но сегодня здесь еще есть определенный запас.

Уверен, что рано или поздно к этому придем, потому что идея лежит на поверхности. Многие считают, что данным направлением должен заниматься бизнес, а не государство. Я же скажу, что сегодня люди просто отдают свои деньги ни за что, а марткетплейсы формируют триллионную выручку. И на российском рынке прослеживается определенная монополизация: на две компании приходится почти 80 процентов оборота.

Вспомните, как раньше производители жаловались на торговые сети — за то, чтобы продукция попала на полку, с них брали высокий процент. И вообще, разными уловками старались выжать побольше средств. Например, длинными отсрочками оплаты товара. А сегодня тем же занимаются маркетплейсы. Ситуацию надо менять.

На российском рынке прослеживается определенная монополизация — две компании занимают почти 80 процентов оборота

Кроме того, нужно наводить порядок с сертификацией. Только 20 процентов продукции, размещенной на онлайн-площадках, имеют требуемые сертификаты. Такие данные приводят представители контролирующих органов. А ведь у многих людей возникает ошибочное впечатление, что площадка за все отвечает. Поэтому сегодня идет работа и над тем, чтобы законодательно отрегулировать эту деятельность, настроить взаимодействие всех заинтересованных сторон: какие права и обязанности имеют покупатель, продавец и сама электронная площадка. Интернет-торговля вошла в нашу жизнь надолго. Поэтому нужно определить четкие правила.

В обычной розничной торговле ведь есть ограничения наценок на жизненно важные продукты. Например, хлеб или молоко нельзя продавать с маржой 200 процентов. И в онлайн-торговле аналогичным регулированием можно заняться, чтобы посредники не разгоняли цены на продукцию. Такая работа назрела, она будет на благо обществу — и производителям, и покупателям, и тем же маркетплейсам.

Российская газета — Экономика Дальнего Востока: №74(9316)

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

15 + = 23