RuPulse - это новостной портал

Как Владивостоку развить бренд дальневосточной столицы

9

Петр Самойленко (кандидат политических наук, доцент департамента коммуникаций и медиа ШИГН ДВФУ, эксперт Российского общества политологов)Сегодня Владивосток и Приморский край являются территориями, где проходит активная апробация новых уникальных экономических режимов. Это территории опережающего социально-экономического развития, свободный порт Владивосток, «Дальневосточный гектар», специальный административный район — офшор на острове Русском.

Владивосток совершенно логично является «точкой входа» России в АТР, в связи с чем со стороны государства предпринимаются большие усилия, связанные с улучшением инвестиционного климата, развитием бизнеса и отношений с ключевыми игроками. В настоящий момент в основном с КНР, Индией, некоторыми экономиками Юго-Восточной Азии и КНДР.

В Дальневосточный федеральный округ входят 11 субъектов РФ. Однако в рамках взаимоотношений с АТР основными являются четыре — Амурская и Сахалинская области, Хабаровский и Приморский края, которые максимально интегрированы во взаимодействие в силу разных причин, начиная от приграничного сотрудничества, когда регион граничит со страной АТР, и заканчивая такими большими международными проектами, как добыча углеводородов на Сахалине. Приморский край традиционно играет ведущую роль. Это обусловлено наличием крупных незамерзающих портов — Владивосток, Находка, Восточный, Славянка. Строятся новые специализированные порты, ориентированные на экспорт отдельной номенклатуры грузов. Порты соединяются с Транссибом, к тому же в регионе развита сеть автомобильных дорог.

Эти условия должны положительно повлиять на социально-экономическое положение дел в регионе. Мы к этому тоже должны быть готовы. Необходимо проявлять лояльное отношение к приезжим, мигрантам и иностранным гостям. Нужно, чтобы население совершенствовало знание английского языка как международного. Стоит заметить, что процесс этот небыстрый и займет определенное время. В текущем году исполняется десять лет с момента проведения первого Восточного экономического форума и объявления политики «Восточного вектора». С одной стороны, за это время созданы правовой каркас и экономическая основа «разворота на Восток», с другой — пока нет столь бурного экономического роста, как изначально ожидалось. Но необходимо понимать, что на это влияют санкции и политика недружественных стран. Между тем все идет в правильном направлении.

Для популяризации ведущей роли Приморского края необходимо развитие территориального бренда. На данный момент дела с этим обстоят неоднозначно. Имея хорошие перспективы для его создания, сегодня мы не можем говорить о целостности бренда столицы Дальнего Востока. Владивосток — уникальный город, один из достаточно известных административных центров всей страны, учитывая то, что он не является миллионником. В ходе истории имидж города менялся. В дореволюционное время это был свободный порт и место активной экономической деятельности, в советское время Владивосток позиционировался как административный центр, где были дислоцированы военные соединения, а также рыбодобывающие предприятия и крупнейшее пароходство Дальнего Востока.

Сегодня бренд территории должен складываться из нескольких составляющих. Это уникальные черты, присущие Владивостоку, по которым его и воспринимают.

Во-первых, город, безусловно, — крупнейший морской порт и центр пространственной транзитной логистики, которая связана не только с перемещением грузов внутри страны, но и с экспортом и импортом товаров. Во-вторых, это экономический центр региона. Преимущество Владивостока заключается и в том, что он является центром гуманитарного сотрудничества. Это город, в котором расположено большое количество высших учебных заведений, научных институтов Академии наук, Дальневосточное отделение РАН, специализированные исследовательские институты. Поэтому Владивосток — это город с самой большой прослойкой интеллигенции на Дальнем Востоке, что имеет важное значение для его развития. Кроме того, он — центр международного сотрудничества, и здесь есть над чем работать. Например, нужно популяризировать историю города и объекты, которые в настоящий момент недооценены. Скажем, Владивостокскую крепость, масштаб которой не понимают даже многие местные жители, хотя аналогов такого уникального фортификационного сооружения не существует.

Бренд Владивостока не может быть акцентирован только на какой-то одной черте. Необходимо учитывать ряд таких особенностей, как экономика, логистика, образование, функции туристического и административного центра. Нельзя забывать о возможности секторов, выходящих за пределы собственно экономики, которые слабо представлены, но являются перспективными. Например, развитие IT-технологий, организация наукоемких производств по сборке электроники, учреждение лабораторий по созданию программного обеспечения и строительство data-центров.

Для популяризации ведущей роли Приморского края на Дальнем Востоке необходимо развитие территориального бренда

Говоря о тенденциях и перспективах развития бренда, необходимо вспомнить и все то хорошее, что было в прошлом и на данный момент подзабыто. Например, в советское время в обиход вошло выражение «Владивосток — город рыбаков и моряков». Наш краевой центр по-прежнему остается городом военно-морского и торгового флота и городом сосредоточения рыболовецких предприятий, которые имеют важнейшее значение, поскольку в Тихоокеанском бассейне вылавливают около 70 процентов морских биологических ресурсов, добываемых в нашей стране. Следующее, что составляет территориальный бренд Владивостока, — логистический и деловой центр. Третье — центр гуманитарного сотрудничества, который включает в себя образование, туризм и разработку современных технологий. Думаю, это три ключевых трендовых направления, по которым будет двигаться развитие Владивостока, формирование его бренда и восприятия.

Необходимо также развивать региональный патриотизм, когда люди воспринимают место своего проживания как высокую ценность и не меняют его при наличии более привлекательных условий. Для этого нужно улучшать качество жизни в регионе, формировать патриотическую повестку и воспитывать местное население в данном ключе.

Российская газета — Экономика Дальнего Востока: №105(9347)

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

48 ÷ 6 =