Экономист Рогова увидела новый тренд в поведении жителей Петербурга
Экономист Рогова заявила о снижении потребительской активности петербуржцев
Экономисты обнаружили признаки снижения потребительской активности населения в Петербурге. К такому выводу они пришли после анализа итогов розничной и оптовой торговли за январь–сентябрь текущего года, а также данных по объемам производства пищевой продукции в городе.
Эксперты напоминают, что до конца первого квартала 2024 года потребление уверенно росло в городе, что служило главным стимулом развития бизнеса. Тренд начал меняться начиная со второго квартала — прирост потребления в деньгах стал явно ниже инфляции, начали уменьшаться объемы продаж некоторых видов товаров в оптовой торговле, что может означать сокращение потребления в натуральном выражении. В частности, петербуржцы заметно снизили расходы на продукты питания и бытовую технику.
Переход в дешевые сегменты
По данным Петростата, с апреля 2024 года по сентябрь в Петербурге и Ленобласти наблюдалось устойчивое снижение темпов роста оборота розничной торговли как продовольственными, так и непродовольственными товарами. Соответствующий индекс в Петербурге снизился со 111,7% в марте до 102,5 в сентябре. В Ленобласти — со 107,9% в марте до 100,9% в сентябре (более поздних данных нет). У продовольственных товаров показатели немного ниже, чем у непродовольственных (в Петербурге в сентябре — 101,2 против 103,1), но динамика такая же. До апреля индексы были выше 110%.
В продовольственном и непродовольственном сегментах ситуация немного разная, считает заведующая кафедрой финансов и учета Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ Елена Рогова. В продовольственном сегменте граждане вряд ли существенно снизили потребление — можно говорить лишь о тренде на массовый переход потребителей в более дешевые сегменты, говорит эксперт. Поэтому индексы продаж, которые считаются в деньгах, снизились.
Депозит вместо покупок
В непродовольственном сегменте такой тренд наверняка тоже присутствует, но действует еще один фактор — предпочтение граждан класть деньги в банки под высокие проценты, на что и рассчитывал ЦБ, повышая ключевую ставку. Этот фактор наиболее значим для относительно дорогой техники. На нем настаивают, например, импортеры бытовой техники и электроники, которые, как рассказали «Известиям» игроки рынка, в октябре 2024 года снизили ее закупки на 15–30%. «Спрос пока увеличивается достаточно медленно, и здесь прослеживается влияние ключевой ставки. Сейчас очень выгодные банковские ставки, граждане намного охотнее открывают депозиты, чем тратят деньги на бытовую технику и электронику», — сказал «Известиям» представитель крупнейшего российского поставщика этих товаров «Марвел-Дистрибуция».
По мнению участников рынка, это может привести к сокращению ассортимента гаджетов и росту цен на них на 10–20% в следующем году. Этот фактор означает, что в данном сегменте потребительского рынка происходит абсолютное, в натуральном выражении, снижение потребления.
Елена Рогова говорит, что на рынке действуют противоречивые факторы. «С одной стороны, существует давление рынка труда (высокие зарплаты), с другой стороны — и проценты по потребительским кредитам возрастают. Стоимость кредитов для поставщиков тоже растет, что сказывается на уровне цен. В целом уже с августа идет некоторое охлаждение потребительской активности, перенос фокуса на сбережение. Но для того, чтобы говорить об устойчивости этого тренда, нужно посмотреть и на другие факторы: на ставки по более длительным кредитам, например. Ожидания дальнейшего роста ключевой ставки стимулируют людей сейчас покупать дорогие товары длительного пользования в кредит, опасаясь, что впоследствии ставки еще вырастут, как и цены. В ноябре мы можем увидеть небольшой всплеск на ожиданиях дальнейшего роста ключевой ставки», — считает эксперт.
Косвенные признаки противоречивы
Уверенно говорить о снижении потребления продуктов питания в натуральном выражении пока нельзя — косвенные данные противоречивы. С одной стороны, продажи оптовой торговли (в натуральном выражении) за январь—сентябрь снизились (к прошлому году) по отдельным видам продукции (сыры — на 14%, растительное масло — на 38,1%, мука — на 10%, кондитерские изделия — на 9,6% и другие). Списать это снижение на HoReCa, вероятно, нельзя, поскольку этот сегмент клиентов оптовой торговли устойчиво растет, причем довольно сильно (на 33,2% за январь—сентябрь). Это значит, что, возможно, торговые сети стали закупать у оптовиков меньше товаров и соответственно, меньше продавать населению, что означает снижение потребления.
С другой стороны, сети закупают товары у производителей и напрямую, но индекс промышленного производства, который тоже считается в натуральном выражении, в пищевой отрасли Петербурга в среднем превышал 100% в этом году (к прошлому году) и за январь—сентябрь составил 103,1%, то есть, производство (а значит и потребление) по идее должны были бы вырасти.
Но Елена Рогова уверена — то обстоятельство, что индексы оборотов розничной торговли в обоих сегментах заметно понизились и это снижение устойчиво (с апреля до конца 2023 года месячные индексы превышали 120%), все-таки свидетельствует о снижении потребительской активности петербуржцев (в деньгах) — они стали в этом году меньше тратить на потребление и этот тренд устойчив. «Об этом можно говорить уверенно», — считает экономист.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram Готовые квартиры в новых кварталах
Источник